Ко всему прочему в последнее время из одной крайности они бросились в другую. Если раньше воротилам мирового бизнеса в России не нравилось все (с этим не поспоришь), то теперь кажется, что их восторгу нет предела (видимо, грубая лесть - это не лесть). Значит, чего-то им очень хочется. Правда, обратиться к Президенту РФ с личными просьбами они предпочли во второй, закрытой, части беседы. По окончании встречи один из ее участников все же рассказал лишь о его просьбе к Владимиру Путину: "Нам необходима предсказуемость, понятность и транспарентность. Президент нас заверил, что это и его намерение".
На публику же они просто захвалили россиян. "Прогресс в России совершенно невообразимый", - считает председатель наблюдательного совета группы компаний "Тисен-Крупп" Герхард Кромме. "В стране очень позитивный деловой климат", - добавил председатель совета управляющих группы "Ройал Датч/Шелл" Филип Уатс.
Конечно, слушать комплименты в адрес своей страны всегда приятно. Но от европейских бизнесменов Владимир Путин ждал не общих рассуждений, а ответов на конкретные вопросы. Прежде всего, почему Россия сталкивается с неоправданно жесткими требованиями Европы, которые фактически блокируют вступление России в ВТО? Хотя при каждом удобном случае чиновники Евросоюза заявляют о поддержке стремления Москвы стать полноправным членом этой организации.
Не секрет, что Европу пугают внутренние российские цены на энергоносители, которые фактически могут в перспективе сделать российские товары более конкурентоспособными, чем европейские. Но ведь в качестве защиты Европа уже давно выработала стандартные механизмы, полагает Президент. Кроме того, "у нас нет принципиальных разногласий с ЕС по вопросу о внедрении рыночных принципов в российский ТЭК", - добавил Путин. А более низкие цены на энергоносители в России, по его словам, объективно отражают наши естественные конкурентные преимущества: "И мы не считаем нужным от них отказываться". Не стоит забывать, что, к примеру, на юге Европы климатические условия намного лучше, чем в России, что неминуемо отражается на прибыли сельскохозяйственных предприятий. Но ведь никто из россиян и не думает настаивать на переговорах по ВТО о снижении среднегодовой температуры хотя бы в Италии на три-пять градусов.
"Нам здесь неуместно критиковать позицию ЕС", - ответил председатель группы компаний "Бритиш петролиум" Питер Сазерленд. Без лукавства тут не обошлось. Ведь не секрет, что прибывшие на встречу с Путиным бизнесмены входят в число 45 руководителей крупнейших компаний Европы. Именно они и создали Европейский круглый стол промышленников, чьи выводы и рекомендации учитываются правительствами государств-членов ЕС. Их совокупный годовой оборот составляет 1,4 триллиона евро. Так что могут они многое, и не только критиковать. Иначе зачем бы их в Кремль приглашали?
Пока же после встречи стало понятно, что каждый остался при своем. Россия не собирается идти на существенное снижение конкурентоспособности экономики страны, к чему приведет повышение цен на газ, заявил советник Президента РФ Андрей Илларионов.
Есть и еще один вопрос, который беспокоит Россию в связи с расширением Евросоюза. Москве невыгодно вступление новых членов в ЕС в основном из числа стран Центральной и Восточной Европы. С ними России придется расторгнуть десятки экономических соглашений. И поделать с этим мы ничего не можем - того требуют условия вступления этих стран в Евросоюз. Правда, на ноябрьском саммите Россия - ЕС в Риме европейские партнеры пытались убедить Путина в том, что негативные последствия не наступят. Российские же эксперты до сих пор думают иначе. В итоге "мы договорились с карандашом в руках просчитать все реальные последствия от этого процесса", - добавил Президент.
Правда, вряд ли сидящие за европейским "круглым столом" бизнесмены будут среди тех, кто возьмется за карандаши. Уход российских фирм с рынков новых членов ЕС им только на руку. Они с удовольствием заполнят опустевшие ниши. Сейчас их больше интересуют необъятные просторы России. Компании "круглого стола" уже вложили в Россию 14 миллиардов евро, а вчера заявили о том, что готовы инвестировать еще около 10 миллиардов.