03.12.2003 18:16
Поделиться

Пропишите мне рекорд

Тема остается актуальной. Особенно для кандидатов в олимпийские команды. Один из них, олимпийский чемпион по прыжкам на батуте Александр Москаленко, признался, что антидопинговые проверки его уже утомили:

— Допинги употребляют, чтобы быстрее бежать, выше прыгать, больше поднимать. А нам-то, батутистам, он зачем?

Наши спортсмены не раз попадались на допинге. Случалось, из-за невежества. Гандболистка Светлана Смирнова, в организме которой во время проверки на чемпионате мира обнаружили запрещенный нандралон, впервые услышала об этом препарате, когда ей было предъявлено официальное обвинение. Итог — спортсменка на два года была выключена из игры.

Самый крупный допинговый скандал связан с мировой рекордсменкой в беге на сто метров с барьерами Людмилой Нарожиленко, впоследствии уехавшей из Краснодара в Стокгольм и, вторично выйдя замуж, поменявшей фамилию на Энквист. Людмила одновременно оказалась в эпицентре сразу двух скандалов — допингового и бракоразводного. Все бы ничего, да вот уходила спортсменка от мужа российского к его шведскому сопернику. Собиралась менять гражданство — из России уплывала потенциальная олимпийская медаль.

Российские спортивные чиновники неуклюже пытались защитить честь чемпионки и рекордсменки мира. Ее экс-муж и бывший тренер Николай Нарожиленко взял всю вину на себя. Будто бы отвергнутый супруг в порыве ревности подсыпал бывшей жене запрещенный препарат в витаминные добавки.

Естественно, в Европе басням о ревнивом супруге не поверили.

И тогда, спасая честь мундира, национальная федерация легкой атлетики, упредив санкции международной — вот какие мы честные и справедливые, — дисквалифицировала Людмилу Нарожиленко на два года.

Мнение мастера спорта международного класса, одного из лучших в истории отечественной легкой атлетики прыгуна Михаила Барибана:

— Если спортсмен употребляет допинг, об этом знают он сам, врач команды, тренер и менеджер. Это однозначно. Тренер ни при чем? Абсурд. Менеджер? Он заинтересован в том, чтобы его спортсмен, как чудо-курица в известной сказке, все время "нес золотые яйца".

Женский организм наглядно реагирует на гормональный допинг. Начинают расти волосы в тех местах, где природой это не предназначено, голос приобретает грубоватый оттенок... А одной известной толкательнице ядра из бывшей ГДР, побеждавшей на чемпионате Европы, пришлось даже поменять пол. Ей сделали операцию, и она стала мужчиной. Это — трагедия.

В советские времена применение допинга при подготовке спортсменов к ответственным стартам считалось секретной государственной политикой. Единицам удавалось избежать этой процедуры. Так, Барибану запретила пользоваться допингом его мать, медик. Уж она-то прекрасно знала, чем все это могло бы для него закончиться. Это импотенция, тяжелые удары по жизненно важным органам — печени, надпочечникам, сердечно-сосудистой системе...

Многие специалисты не понимают, что в спорте можно обойтись и без химии. Просто надо знать, как правильно организовать питание спортсмена, чтобы он мог выносить высочайшие нагрузки и быстро восстанавливался.

Но это весьма сложный процесс, требующий глубоких знаний. Проще прибегнуть к допингу. Что же толкает спортсмена на подобный шаг?

Первый фактор — деньги. Спортивные федерации вкладывают в чемпиона огромные деньги. И он должен их отрабатывать на соревнованиях. Верни, родной, сумму, потраченную на тебя.

Следующий фактор, и он тоже связан с деньгами, — это заманчивые в финансовом отношении предложения от фармацевтических фирм, производящих допинг и таким вот образом экспериментирующих на спортсменах.

И последнее — чемпион просто не привык приходить к финишу вторым. Допинг в этом — его верный союзник.

Предоставим слово заведующей кафедрой спортивной медицины и физической реабилитации Кубанской государственной академии физической культуры Галине Макаровой. Много лет Галина Александровна работала со спортивными командами и знает проблему, как говорится, изнутри:

— Мы должны аннулировать подавляющее число спортивных результатов последних 30 лет. Не только рекорды, именно результаты, ибо все они показаны с помощью препаратов, относящихся к группе допингов. Я вам больше скажу, результаты 80 процентов детских, юношеских соревнований в некоторых видах спорта тоже подкреплены допинговой подпиткой. Просто детский спорт не так подконтролен, как взрослый, поскольку процедура проверки на стимулирующие препараты — удовольствие дорогое. Борьбу с допингом необходимо перенести на детский спорт. Профессионалы знают, на что идут, и что им угрожает. Дети этого не знают. А кто знает? Детские тренеры. И именно они в первую очередь должны нести ответственность за фармакологические эксперименты в спорте. Современных спортивных специалистов правильнее было бы называть "тренер-фармаколог". Большинство из них применяют фармакологические средства безграмотно. Спортсмены прекрасно знают, на что идут. А идут потому, что анаболики ничем пока заменить нельзя. Их использовали и будут использовать. Этот процесс необратим. И чем выше цена спортивной победы, тем сильнее будет фармакологическая атака.