04.12.2003 00:03
    Поделиться

    Телекоммуникационный прорыв

    - Год работы - достаточно для того, чтобы задать вопрос: на пользу ли пошло такое объединение?

    - Могу с уверенностью сказать: объединение состоялось. Компания реально функционирует как единый хозяйственный механизм. Создана новая структура управления, объединены финансовые потоки, сделаны шаги по унификации производственных и информационных процессов. И делать это было необходимо.

    В последние пять лет на рынке телекоммуникационных услуг произошли колоссальные изменения. Сама структура рынка стала другой. Традиционные и альтернативные операторы вошли в зону жесткой конкуренции. К тому же последние не обременены в отличие от нас социальной нагрузкой - обслуживанием, скажем, абонентов льготных категорий, занимаемся развитием сетей в сельской местности - их тарифы не регулируются МАПом... Работать в одиночку в таких условиях бесперспективно. А, собравшись в один кулак, ощутили: вместе мы - сила. И на рынке по динамике развития выглядим вполне достойно.

    - Например?

    - За 9 месяцев текущего года выручка от реализации продукции и услуг по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросла на 27 процентов и составила 14 миллиардов 873 миллиона рублей. Ввод номерной емкости составил более 570 000 номеров. Годовой оборот за 2003 год составит около 20 миллиардов рублей, чистая прибыль к концу года ожидается на уровне полутора миллиардов рублей (138,6 процента к прибыли прошлого года). Капитализация нашей компании почти удвоилась. На сегодняшний день она составляет 600 миллионов долларов. Акции и облигации компании вошли в число 25 самых ликвидных ценных бумаг российского фондового рынка, их стоимость учитывается при расчете официальных индексов в РТС.

    Кстати, в сентябре мы успешно разместили третий облигационный заем в два миллиарда рублей - несмотря на то, что на рынке в течение сентября складывалась не очень благоприятная конъюнктура. Это говорит о доверии к компании.

    После объединения "ЦентрТелеком" занял 48-е место по капитализации среди крупнейших компаний Восточной Европы (по данным рейтинга FT) и 28-е место среди 100 крупнейших компаний, имеющих наибольший вес в экономике России (по данным рейтинга AK@M). И буквально на днях - за вклад в социальное и экономическое развитие России - "ЦентрТелеком" удостоен звания лауреата премии "Российский Национальный Олимп" в номинации "Строительство, транспорт, связь". Это заслуга всего 70-тысячного коллектива компании.

    - И все же, Рубен Андроникович, самый ценный капитал - люди. Вам пришлось проводить сокращение?

    - Отчасти да, но мы делали все, чтобы по максимуму сохранить кадры. Ведь во многих регионах найти работу очень трудно, а где-то и вовсе наше предприятие - единственное работающее. В итоге сокращено не более 5 процентов персонала. Новые технологии и современное оборудование, естественно, высвобождают рабочие руки. Мы переучивали специалистов, повышали их квалификацию. Для этого у нас есть учебные центры. Так что объединение никак не ущемило права наших сотрудников. Кто хотел - те нашли себе применение.

    - А как складываются отношения с региональными властями? Недовольных, как известно, было много...

    - Точнее сказать, губернаторы опасались, что местные бюджеты лишатся денег, в Москве забудут о глубинке, и инвестиции пойдут только на развитие околостоличных территорий... Но, приступив к объединению компаний, мы сразу решили, что доля местных бюджетов в налогах не изменится (налоги, как и прежде, будут оставаться в местном бюджете). А, во-вторых, мы взяли обязательство перед региональными властями, что при реорганизации ухудшения качества связи не произойдет. Я как руководитель считаю для себя главным не навредить, не разрушить то хорошее, что было сделано до объединения. Ведь у каждой из присоединенных компаний почти вековая история, традиции, большие наработки. И это нашло понимание местных властей. Недавно мы отмечали 100-летие телефонной связи в Белгородской области. Вот несколько цифр для сравнения. В прошлом году связисты отчислили в местный бюджет 110 миллионов рублей, а в этом году только за 9 месяцев отчисления составили около 100 миллионов. В прошлом году ввели в эксплуатацию 21 тысячу номеров, а в этом - 42 тысячи. Есть разница? Какой руководитель будет выступать против таких показателей? Более того, при поддержке губернатора Белгородской области мы открыли в местном университете кафедру электросвязи. Сейчас там обучаются 36 студентов, будущих специалистов "ЦентрТелекома".

    Еще один пример: губернатор Владимирской области был одним из противников объединения. Недавно вместе с ним открывали новую мультисервисную сеть, построенную нашей компанией в области, - ни одного плохого слова в наш адрес, только слова благодарности. В первом полугодии связисты дали в местный бюджет чуть ли не вдвое больше денег, чем за целый предыдущий год. То есть наши слова не расходятся с делом. Да, мы единая компания, у нас общий бизнес-план, но стараемся учитывать интересы всех регионов, всех наших клиентов.

    - Как отреагировали инвесторы на объединение?

    - Естественно, сегодня для инвесторов мы - очень привлекательный партнер. Интерес инвесторов к традиционным компаниям связи почти такой же, как и к нефтяному сектору. Многие финансовые структуры готовы вкладывать в нас деньги и рассматривают "ЦентрТелеком" как стратегических союзников. Причем речь идет о "длинных и дешевых деньгах", которые необходимы нам для развития инфраструктуры, строительства современных сетей. Мы успешно сотрудничаем с крупными отечественными банками: Сбербанком, ГУТА-банком, Промсвязьбанком, Внешторгбанком... Есть проекты и с некоторыми зарубежными финансовыми структурами. Среди них - Люблянский банк, всемирно известная финансовая японская корпорация "СУММИТОМО корпорейшн". Ведутся переговоры о кредитах на пять-десять лет. Для нас это очень выгодно. Кстати, объем капиталовложений в нынешнем году составит около 5,5 миллиарда рублей. А в будущем эта цифра вырастет на 30-40 процентов. Так что все показатели говорят: "ЦентрТелеком" на правильном пути...

    - У объединенной компании есть еще один плюс: легче бороться с конкурентами...

    - Конкурент, конечно, не друг, не брат и не родственник... Но я считаю, с конкурентами надо не бороться, а сотрудничать на взаимовыгодных условиях, делать их своими партнерами. К примеру, хорошие партнерские взаимоотношения сложились с "Межрегиональным транзит Телекомом", "Вымпелкомом", МТС, Мегафоном. Они скреплены договорами. Мы представляем им свою инфраструктуру, оптоволокно, вышки для размещения оборудования. Для нас они выгодные крупные клиенты. И, заметьте, как ни хороши сотовые трубки, от традиционного телефона никто еще не отказался. Хотя конкуренция действительно жесткая. Только в Московской области "альтернативщиков", как их называют, около 300. В этой конкуренции у нас есть преимущества - мы, как крупная компания с большим ресурсом, можем позволить то, что маленькой фирме не под силу. К тому же мы представляем услуги, которые "сотовики" даже завтра позволить себе не могут: та же охрана помещений, пожарная сигнализация...

    - Как решаются социальные проблемы работников компании? Ведь Москва-то от многих далеко...

    - Для меня нет разницы: что Московская область, что Тверь, что Курск или Белгород... Везде работают наши люди, и за хороший труд они должны получать хорошую зарплату. В этом году мы среднюю зарплату подняли до 7320 рублей. В следующем году, надеюсь, поднимем еще. Задача стоит такая: дать человеку достойную зарплату, и пусть он сам решает, на что ему ее потратить: оплатить учебу ребенку, купить машину или поехать отдохнуть за границу... Хотя, конечно, социальные гарантии для наших работников стараемся обеспечивать. Есть у нас негосударственный пенсионный фонд "Телеком Союз". Наши работники при выходе на заслуженный отдых получают дополнительную пенсию. Есть у нас договоры со страховыми компаниями на медицинское обслуживание и санаторно-курортное лечение; при необходимости оказываем материальную помощь. При этом, конечно, надо понимать, что мы акционерное общество, и пространство для маневра в направлении социальных программ контролируется нашими акционерами.

    - Связисты сегодня борются за корпоративных клиентов. Каковы на этом фронте ваши успехи?

    - Наработки большие. Среди наших крупнейших клиентов Сбербанк РФ, Славнефть, МЧС РФ, Пенсионный фонд РФ, Министерство РФ по налогам и сборам, "Новолипецкий металлургический комбинат" и много других. В этом году по заказу правительства Московской области "ЦентрТелеком" выступил системным подрядчиком по проекту "Губернский канал", который связал в единую сеть 23 телевизионные студии Подмосковья. Корпоративным клиентам мы предлагаем интегрированные сетевые решения, организацию корпоративных сетей, скоростные каналы, выход в Интернет...

    В Ивановской области создали, к примеру, единый в пределах области электронный офис Ивановского отделения Пенсионного фонда РФ. В Московской области мы выиграли открытый тендер по созданию корпоративной сети и подключению к ней объектов Министерства по налогам и сборам по Московской области. Это обеспечит современный уровень работы налоговой службы, ведение единых баз данных, а главное - эффективное взаимодействие ведомства с гражданами.

    Чтобы обеспечить предоставление этих высокотехнологичных услуг, мы на территории всего Центрального региона активно внедряем цифровые технологии, строим современные мультисервисные сети, используем самое передовое оборудование.

    - "ЦентрТелеком" участвует в проекте "Телемедицина". В чем его суть?

    - Телемедицина, телеобучение - это социально значимые проекты, под техническую реализацию которых в рамках федеральной программы "Электронная Россия" мы предоставляем свои ресурсы. Представьте: пациента, находящегося в своей районной больнице, осмотрит и проконсультирует врач, находясь за сотни верст от него. В режиме реального времени можно передать данные анализов, рентгеновские снимки, электрокардиограмму. Телемедицина экономит время, средства пациентов, позволяет повысить качество диагностики. В восьми районах Воронежской области, например, больницы уже оснащены специальным цифровым оборудованием. При нашей технической поддержке такие проекты осуществляются в Тульской, Ярославской и Белгородской областях.

    - Это хорошо, конечно. Но если я не ошибаюсь, то более двадцати тысяч сел Центрального округа остаются без элементарной телефонной связи. Когда решится эта проблема?

    - Сегодня мы обслуживаем почти миллион абонентов в сельской местности. В прошлом году сдали в эксплуатацию 38 000 номеров, в текущем планируем ввод на 45 000 номеров. Мы считаем, что у сельской связи есть резервы и перспективы. Для малозаселенных районов со сложным рельефом мы используем новые технологические решения, такие, как беспроводной радиодоступ - DECT, транкинговые системы. Кроме телефонизации мы предусматриваем возможность организации коллективного доступа в Интернет для сельхозпредприятий, школ и больниц, для сельских жителей. Однако развивать сельскую связь на принципах благотворительности невозможно. Для ускорения развития телекоммуникаций операторам необходима поддержка со стороны государства. К сожалению, ее мы пока ощущаем мало.

    - В письмах в редакцию читатели газеты из таких сел пишут: не надо нам телефона на печке, пусть на село будет один телефон-автомат, из которого можно позвонить и в район, и в Москву, и в другой любой город. Возможно ли такое?

    - Вполне. Есть специальная программа телефонизации малонаселенных пунктов. В Центральном округе, кстати, установлено около 31 тысячи таксофонов. 30 процентов из них сегодня переведены на единую таксофонную карту. По ней можно звонить по всему миру. А в селах округа в этом году мы установили 400 универсальных таксофонов последнего поколения. Покупаешь карточку и звонишь, куда душа пожелает. Но, к сожалению, средства на эту программу нужны очень большие. Сразу проблему не решишь.

    - Но скажите, инвалиды и ветераны войны будут наконец-то с телефоном?

    - В нынешнем году планируем обеспечить телефонами всех очередников - инвалидов войны, а в следующем - участников войны. В отдаленных населенных пунктах и районах частной застройки стараемся решить эту проблему, обеспечивая эту категорию абонентов мобильной связью. В этом году около двух тысяч инвалидов Великой Отечественной войны получили бесплатно сотовые телефоны. 40 минут в месяц местных разговоров оплачиваются за счет нашей компании.

    - Рубен Андроникович, вашим клиентам нужно готовиться к повышению тарифов и повременной оплате за телефонные разговоры.

    - Нужно. Мы живем в рыночных условиях. И тарифы на местную связь будут повышаться, хотим мы этого или нет. К тому же абонентская плата у нас значительно отстает от уровня себестоимости. Но хочу заметить, что тарифы на местную и междугородную связь регулируются Министерством РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. Вопрос о повременной оплате тоже решен. Принят Закон "О связи", согласно которому клиент может выбирать: платить ему абонентскую плату или по времени разговора. Опыт показывает, что население выбирает в итоге последнее.

    Досье "РГ":

    Генеральный директор ОАО "ЦентрТелеком" Рубен Андроникович Амарян возглавляет компанию с июля 2000 г. Ему 54 года, родился в Москве. В 1971 г. окончил Московский электротехнический институт связи по специальности "инженер электросвязи". В 1981-2000 гг. работал в ОАО "Московская городская телефонная сеть", где последние 10 лет занимал руководящие должности. Доктор технических наук, профессор, академик Международной академии связи. Увлекается теннисом. Президент теннисной ассоциации Московской области.

    Поделиться