- С моей точки зрения, все, что происходит вокруг компании, нужно разделить на три части. Первая - это причины и факторы. Вторая - сам процесс и третья - последствия. Что касается факторов, то их было несколько, в том числе и те, о которых сейчас почти ничего не говорится. Думаю, что со временем оценка того, почему произошло то, что произошло, будет скорректирована. В последнее время немало было сказано про исполнителей, однако меньше известно про вдохновителей. Думаю, что со временем узнаем больше.
Что касается самого процесса, то в его ходе были совершены ошибки - причем всеми сторонами.
Что касается последствий, то с экономической точки зрения они выглядят весьма негативно. Кроме того, они носят скорее всего не краткосрочный, а долгосрочный характер. Произошедшие колебания на фондовом и валютном рынках, происходящие изменения в движении капитала являются важными, но не самыми главными последствиями. Наиболее серьезными выглядят последствия, связанные с изменением правил поведения, "правил игры", а также с общественным восприятием таких изменений "правил игры".
Очевидно, что отношения между властью и бизнесом до октября были другими. Возврат к прежнему характеру отношений сегодня маловероятен. Новые взаимоотношения еще не сложились. Более того, пока еще мало кто знает, какими будут эти новые отношения. Поскольку существует высокая степень неопределенности относительно новых "правил игры", то возникает довольно большая напряженность в отношениях между бизнесом и властью. Потребуется время для того, чтобы эти новые правила были сформулированы, осознаны, восприняты, взяты на вооружение.
- На ваш взгляд, какие будут правила, какими должны быть, какими вы их видите?
- Правила взаимоотношений между бизнесом и властью, между властью и бизнесом являются результатом общественно-политического развития. После октября 1917 года сложились одни отношения. После 1991 года стали складываться другие. После залоговых аукционов 1995 года и двух кампаний по выборам парламента и Президента в 1995-1996 годах они становятся третьими. А после информационных войн и выборов 1999-го и 2000 годов - четвертыми.
После "великого перелома" июля-октября 2003 года наступает новый этап, в результате которого, очевидно, сложится новый характер взаимоотношений.
Мы это скоро увидим, но на это потребуется некоторое время.
- Есть ли рука Кремля во взаимоотношениях "ЮКОСа" и "Сибнефти"?
- Насколько мне известно, нет. Не исключено, что некоторые бизнес-группы пытаются прикрыть свои интересы так называемой "рукой Кремля". Со временем мы, возможно, узнаем больше об участии различных бизнес-групп в возникновении, осуществлении и продолжении дела "ЮКОСа". Увы, мы не в первый раз сталкиваемся с тем, что не только власть вмешивается в дела бизнеса, но и различные бизнес-группы пытаются использовать институты власти для решения своих проблем, для обслуживания своих интересов. Мы сталкиваемся не только с попытками так называемого "огосударствления" бизнеса, но и с попытками так называемой "приватизации" власти.
Бизнес-группы, пытающиеся "приватизировать" институты государства, - свидетельство того, насколько трудно идет процесс отделения власти от бизнеса, насколько непросто органам власти придерживаться линии поведения, соответствующей интересам всей страны. И порой трудно отделять такие действия от заказов некоторых бизнес-групп.
Идеальная схема отношений между властью и бизнесом заключается в том, что власть занимается тем, чем должно заниматься государство, и не вмешивается в дела бизнеса. Бизнес занимается бизнесом и не вмешивается в дела государства. Это идеальная схема, которую непросто осуществить на практике.
Власть работает по принципам вертикального управления. Бизнес работает по горизонтали. Деловые отношения по определению - это отношения свободных экономических субъектов по покупке и продаже, отношения равных партнеров. Когда власть вмешивается в дела бизнеса, то она вмешивается в процесс горизонтальных связей, что делает бизнес неэффективным. Если же бизнес начинает вмешиваться в дела власти, то внедряет характерные для него механизмы горизонтальных связей - отношения покупки и продажи, называемые в этом случае коррупцией, в институты, призванные действовать по принципам вертикального управления, что делает власть неэффективной.
Поэтому идеальная схема - это разведение сфер деятельности и сфер ответственности власти и бизнеса. Каждый действует по своим правилам и не вмешивается в дела другого.