Вскрылись очень неприятные вещи. Десятилетиями копившиеся в окрестностях комбината содержащие фтор отходы размывались, ядовитые стоки собирались в озере Узкая Салма, из которого пили Надвоицы. Это только в зубной пасте фтор - хорошо, да и то не всякую взрослую фтористую пасту врачи разрешают использовать, скажем, детям. Все дело в дозировке. Использование насыщенной фтором сверх всякой меры воды привело к массовым отравлениям жителей - поражением их флюорозом. Крошащиеся зубы черного цвета - лишь внешний неприятный признак болезни - имеется уже у пяти тысяч жителей поселка.
Но только косметическими дефектами беды не ограничились. Ученые Медицинского научного центра профилактики и охраны здоровья рабочих сделали вывод о поражениях местных жителей на генетическом уровне. Об этом говорят участившиеся выкидыши у беременных женщин и патологии новорожденных.
"РГ" 4 апреля уже писала о том, как Дмитрий Кузин, 19-летний житель Надвоиц, потребовал компенсации морального вреда за потерянное здоровье у завода и выиграл суд первой инстанции.
По решению суда Надвоицкий алюминиевый завод должен был выплатить ему 50 тысяч рублей. Впрочем, денег Кузин так и не получил: руководство завода подало кассационную жалобу. Бизнесменам, понятно, очень не хотелось признавать "долги" еще старого, советского руководства завода. Возникни прецедент - и потребовать денег на лечение сможет чуть ли не каждый местный житель...
А летом молодого человека по странному стечению обстоятельств избили местные хулиганы.
Тем временем Верховный суд Республики Карелия отменил решение Сегежского суда, по которому Кузину присудили деньги. Мотивировка такова: заболевание диагностировано впервые в 1989 году, понятие же морального вреда введено лишь с 1992 года. Поэтому Сегежскому суду вменялось предварительно выяснить, продолжались ли вредные выбросы после 1992 года, а уже потом решать - взыскивать ли с новых владельцев завода деньги за моральный вред или нет.
Когда дело вернули в Сегежский суд, Дмитрий Кузин попросил назначить дополнительную проверку, чтобы уточнить: какой конкретно вред нанесен его здоровью, какое требуется лечение и сколько оно будет стоить. Специалисты подсчитали: только первое лечение зубов (все сразу делать нельзя) обойдется минимум в 18 000 рублей. Кроме того, истцу и его общественному защитнику Андрею Козловичу удалось доказать, что выбросы, превышающие предельно допустимые нормы, продолжались и после 1992 года.
В результате 28 ноября суд Сегежа вынес решение взыскать с Надвоицкого алюминиевого завода в пользу Кузина 50 тысяч рублей за моральный вред и 18 тысяч рублей на лечение и протезирование зубов. Судья Елена Пушаева подтвердила это корреспонденту "РГ" и добавила, что через десять дней решение должно вступить в законную силу. Вполне возможно, суд послужит детонатором для целого вала исков. Буквально на днях к Андрею Козловичу обратилась жительница Надвоиц Елена Серегина. У нее двое детей, и сейчас она ждет нового прибавления семейства. И мама, и дети больны флюорозом. Серегина уже пробовала подавать иск против завода, но, по словам Козловича, не рискнула и отказалась от этой идеи. Теперь, по примеру Кузина, она вновь хочет попытаться "заработать" денег, чтобы подлечить детей.
компетентно
Алексей Яблоков, член-корреспондент РАН, президент центра экологической политики России:
- Я пристально слежу за развитием событий в Надвоицах. Выигрыш экологического иска в Карелии чрезвычайно важен для всей России, можно сказать, положен почин. Бизнесу давно пора задуматься о своей ответственности перед обществом, озаботиться здоровьем людей и состоянием окружающей среды. Нельзя, чтобы прибыль была превыше всего. Поэтому я как эколог считаю, что нынешнее решение очень обнадеживающее.
мнение
Алексей Прохоров, директор департамента холдинга:
- Нашей компанией при организации производственного и экологического контроля используются международные стандарты. На всех алюминиевых заводах проводится модернизация электролизного производства. Конкретно на надвоицком предприятии, который вошел в состав нашего холдинга только в 2002 году, мы уже проектируем сухую газоочистку. Что же касается иска Дмитрия Кузина, то мы продолжим наши действия по урегулированию дела исключительно в правовом поле. Кроме того, администрация завода готова оказать содействие Дмитрию в получении квалифицированной медицинской помощи.