Последние события свидетельствуют о пристальном внимании исполнительной власти и правоохранительных структур к законности приватизационных сделок прошлых лет. Бизнес отнесся к этому с крайней озабоченностью, и можно было предположить, что посланные властью более чем недвусмысленные сигналы осмыслены точно: правила игры изменились, отныне чистота процедуры приватизации будет изучаться с особой скрупулезностью.
Однако оказалось, что старая модель дележа государственной собственности еще не отвергнута. По-прежнему навязываются самые циничные, грубо сработанные схемы ее изъятия по бросовой цене. Закон откровенно попирается на глазах у общества, и считается, что общество беспомощно будет это созерцать.
Конкретным примером такого дележа является пока что дискуссия о порядке выхода Банка России из капитала его дочернего BCEN-Eurobank.
BCEN-Eurobank - крупнейший финансовый институт в системе росзагранбанков, одна из ключевых организаций по обслуживанию внешнеэкономической деятельности нашего государства и частных компаний. Более 80 лет банк оперирует огромными денежными ресурсами. Объем средств, прошедших через BCEN-Eurobank, сопоставим с несколькими годовыми бюджетами страны. СССР, затем с начала 90-х годов Российская Федерация постоянно направляли на поддержку банка миллиарды долларов. Он фундаментально структурирован в финансовой системе Европы у него обширный круг солидных клиентов и партнеров.
Выход Банка России из капитала BCEN-Eurobank (доля ЦБ - 87,03 процента) предусмотрен "Стратегией развития банковского сектора РФ". Реализуя такой ценный актив, государство должно рассчитывать на очень серьезную компенсацию. Однако сейчас Национальный банковский совет как приоритетный рассматривает вариант передачи BCEN-Eurobank частному банку "Еврофинанс", находящемуся далеко за пределами числа крупнейших российских банков, ресурсов которого хватит только, чтобы предоставить за BCEN-Eurobank символическую плату. Можно предположить, что мы имеем дело с попыткой хищения государственной собственности, причем в терминологии правоохранительных органов "в особо крупных размерах". Нас возвращают в начало 90-х годов, когда за несколько мешков ваучеров скупались лучшие предприятия страны.
Употребить понятие "хищение", на мой взгляд, имеем основание, исходя из истории отношений BCEN-Eurobank и банка "Еврофинанс". Более того, из нее прослеживается коррупционная схема поглощения росзагранбанков, которая последовательно осуществляется уже несколько лет:
1. До 2001 года "Еврофинанс" был дочерним банком BCEN-Eurobank. В 2001 году по настоянию органов банковского надзора Франции (версия "Еврофинанса") доля BCEN-Eurobank в "Еврофинансе" снижена до 9,9 процента.
2. При создании банка ""Еврофинанс" более десяти лет назад BCEN-Eurobank внес в его уставный капитал 1 млрд. 75 млн. франков (140 млн. долларов). В 2001 году ""Еврофинанс" был продан всего за 20 млн. долларов. Внятных аргументов, каким образом формировалась такая цена приватизации, общественности не предоставлено.
3. BCEN-Eurobank предоставил "Еврофинансу" кредит со сроком погашения в 2011 году на 71,5 млн. долларов под 3 процента годовых. По такой ставке и на такой срок BCEN-Eurobank кредитов никому не выдавал. Размер кредита превышает капитал самого "Еврофинанса". Подобного рода условия кредита следует однозначно трактовать как нерыночные.
4. Предложения "Еврофинанса" по продаже BCEN-Eurobank основываются на двух базовых тезисах. Первый: оценка субординированного кредита 1992 года на 1 млрд. 80 млн. долларов, предоставленного BCEN-Eurobank Внешэкономбанком СССР на беспроцентной и бессрочной основе и без обеспечения (правопреемник требований по кредиту - Банк России). Основную часть кредита - 780 млн. долларов предлагается считать утраченной для государства. Второй: вывод о плачевном состоянии банка и его непривлекательности для покупателей. Из чего можно заключить, что интерес "Еврофинанса" к такому плохому активу, пожалуй, надо расценивать как акт благотворительности по отношению к государству.
5. Заявленная в предложениях "Еврофинанса" цена позволит ему купить BCEN-Eurobank с помощью его достаточно скромных ресурсов, в основном за счет кредита самого BCEN-Eurobank. Можно будет считать, что государство через Банк России кредитовало частный банк для выкупа своего же актива.
6. Все последнее время собственные средства BCEN-Eurobank снижаются, активы и операционные доходы сокращаются, рентабельность поддерживается за счет проедания остатка субординированного кредита и депозитов ЦБ. Ухудшение показателей удивительно, если иметь в виду беспрецедентные льготные условия субординированного кредита и в целом благоприятную сейчас для России внешнеэкономическую конъюнктуру. Есть основания допускать, что происходит вывод средств менеджментом банка, и есть "особые отношения" между менеджментом BCEN-Eurobank и менеджментом "Еврофинанса", учитывая их многолетнюю работу в одной системе и заинтересованность в снижении стоимости BCEN-Eurobank.
7. Приватизировав BCEN-Eurobank, "Еврофинанс" намерен купить долю ЦБ (88,89 процента) в другом основном росзагранбанке - Moscow Narodny Bank (Лондон). "Еврофинанс" уже заявил об этом и сделал первый шаг. В скором времени произойдет поглощение "Еврофинансом" дочернего банка MNB - Московского народного банка. До сих пор нет сведений, на каких условиях произойдет поглощение государственного банка и получено ли необходимое по законодательству разрешение на слияние владельца MNB Банка России.
8. Понятна вся схема. Сначала у государства фактически похищается банк "Еврофинанс". Затем "Еврофинанс" с привлечением значительного объема государственных средств приватизирует BCEN-Eurobank. И, наконец, получив государственные средства уже из BCEN-Eurobank, выкупает Moscow Narodny Bank. Учитывая, что первоначально "Еврофинанс" подавал заявку на покупку BCEN-Eurobank вместе с Внешторгбанком, возможно, на заключительном этапе будет приватизирован и ВТБ - и это также оплатит государство. Таким образом, за счет государственных ресурсов создается финансовый монстр. Вряд ли стоит сомневаться, что он изменит привычную манеру ведения дел и, кредитуя экономику, будет действовать по той же модели, по которой сам и создавался.
Уважаемые председатель Правительства России и Генеральный прокурор, считаю необходимым поставить вопрос о немедленном вашем вмешательстве в эту постыдную ситуацию и не допустить рецидива приватизационного беспредела.
Необходимо провести срочное расследование с участием Генеральной прокуратуры и Счетной палаты РФ обстоятельств продажи банка "Еврофинанс" в 2001 году, слияния "Еврофинанса" с Моснарбанком и проверку хозяйственной деятельности BCEN-Eurobank с 1992 года, когда ему был предоставлен субординированный кредит.
Нам представляется обязательным условием продажи BCEN-Eurobank отсутствие у покупателя неурегулированной задолженности перед BCEN-Eurobank и отношений с BCEN-Eurobank, которые можно было бы рассматривать как нерыночные.
Необходимо привести условия продажи BCEN-Eurobank в соответствие со стандартами французских надзорных органов: они не признают сомнительную сделку и выдвигают жесткие требования к новому собственнику BCEN-Eurobank, который должен иметь достаточный капитал и авторитетную репутацию.
Я присоединяюсь к мнению моих коллег и экспертов, что имеет смысл передать BCEN-Eurobank Внешэкономбанку, и согласен с тем, что Внешэкономбанк, как единственная на 100 процентов принадлежащая государству кредитная организация, приватизация которой в скором времени не намечается, и уполномоченный институт обслуживания зарубежных активов и долговых обязательств Российской Федерации сможет в создавшейся ситуации обеспечить полное соблюдение интересов государства в процессе выхода ЦБ из капиталов росзагранбанков.