Вопрос, поставленный на обсуждение, не только остается актуальным уже многие десятилетия, но в последние годы приобрел новое звучание. Если раньше разработка и обладание оружием, способным уничтожать за один удар десятки тысяч человек, считались привилегией сильных государств, бившихся за мировое господство, то сегодня интерес к ОМУ все больше проявляют страны относительно слабые и в военном, и в экономическом отношениях. Такое стремление вполне объяснимо: химическое, биологическое и тем более ядерное оружие рассматриваются как самые эффективные средства сдерживания не только агрессивных соседей, но и отдаленных противников. Усугубляет положение растущая угроза международного терроризма. Для лидеров экстремистских группировок нет большей мечты, чем заполучить ядерную боеголовку или отравляющие вещества.
Распад СССР и одновременное упрощение транзитных сообщений в стремительно расширившейся единой Европе тоже сказались на эффективности контроля за нераспространением ОМУ.
Однако надо признать, что и международное право практически не отреагировало на кардинально изменившуюся геополитическую ситуацию в мире. До сих пор нет четкого правового понятия самого термина "нераспространение ОМУ", практически все международные договора и конвенции, посвященные этой теме, были сформулированы еще во времена противостояния двух мировых систем. И не секрет, что ряд западных политиков по сей день пытаются использовать старые формулировки в чисто субъективных и корыстных целях, оказывая давление на Россию как на торгового конкурента. В то же время те же США в нарушение ранее принятых договоренностей уже выделяют средства на финансирование разработок ядерного оружия нового поколения и заявляют о возможности начала ядерных испытаний на полигонах в Неваде. Все это заставляет и Россию более внимательно оценить характер новых угроз своей национальной безопасности и, вполне возможно, пересмотреть некоторые положения международных соглашений, по которым наша страна сокращает и уничтожает запасы своего оружия.