04.12.2003 02:20
    Поделиться

    Танец по-современному

    Этот фестиваль - долгожитель. Он существует 16 лет. Время зрелости! Директор фестиваля Марина Романовская считает:

    - Как у любого шестнадцатилетнего, у нашего детища сейчас сложный этап взросления, пора мучительных раздумий о смысле существования и о своем месте в этом противоречивом и жестоком мире. За эти годы он, разумеется, многому научился и со стороны кажется вполне сложившимся и самостоятельным, но на самом деле ему нужны поддержка, внимание, мудрый совет или просто доброе слово.

    Родом из брейк-данса

    Родилось на свет детище Марины Романовской нежданно-негаданно. "Брейк-данс - это уличное движение, - рассказала она. - Он долгое время был под запретом и не появлялся на официальных балетных площадках. Я училась в середине восьмидесятых в Ленинграде и там впервые увидела выступления студентов Театра музыки и кино - с великолепными актерскими данными, они делали спектакль в технике брейк-данса. Я была настолько потрясена увиденным, что, приехав в Витебск, решила сделать фестиваль брейк-данса у себя в городе. Мы оповестили весь Советский Союз, и к нам в город приехало все пестрое движение..."

    Кстати, брейк-данс идет в неразрывной связке с граффити. Вместе с брейкерами в Витебск на первый фестиваль приехали "граффитчики", которые не преминули расписать своими рисунками огромные витрины гостиницы в центре города. В те времена это вызывало шок. Сотрудники обкома комсомола, дабы не расстраивать власти, которые могли запретить фестиваль, вооружились ведрами с ацетоном и длинными швабрами и ночь напролет мыли окна...

    Первый фестиваль современного танца, посвященный брейк-дансу, прошел в Витебске в 1986 году. Нынешний, 16-й, фестиваль отдал дань прошлому и символично открылся выступлением шведского коллектива Андреаса Дерблома - Movesperminute Dance Company. Совершенно далеким от балета шведов оказался спектакль Белорусского государственного музыкального театра "In pivo veritas". Создатель этого жизнерадостного действа хореограф Раду Политару использовал ирландские народные песни и музыку эпохи Ренессанса и заставил "говорить" ноги танцоров. Балет начинался "хулиганскими" выходками постановщика: с потолка на свист танцора на сцену спустился на канате стул, и на сцену просыпались балетные пуанты, как будто боги на своем Парнасе запротестовали против модернистских экспериментов новых Фокиных. Кстати, хулиганство - знаковая черта Политару: лет десять назад, когда он был еще начинающим хореографом, его спектакль, принимавший участие в Витебском фестивале, провалился и не дошел до второго тура. Пылкий хореограф пришел к председателю жюри, наговорил дерзостей, а заодно обвинил коллегу в профанации искусства. Тот отнес вспыльчивость молодого коллеги на счет эстетических издержек и попытался его переубедить. Может быть, "воспитательная работа" дала свои результаты: сейчас Раду Политару поставил в Москве в Большом "Ромео и Джульетту" - премьера 13 декабря.

    В координатах спора

    В рамках фестиваля прошли дискуссии о современном танце, путях-перепутьях его развития. Художественный руководитель коллектива из Швеции Андреас Дерблом подлил масла в огонь спора, отстаивая "революционистскую" точку зрения: "Ты всегда должен находиться впереди всех". Корреспондент "СОЮЗа" напомнил ему, что бег впереди паровоза (будь он в искусстве или других областях жизни) чреват неожиданностями: земля круглая, и легко можно оказаться в хвосте того же паровоза.

    Еще одна дискуссия возникла в рамках витебского фестиваля вокруг вопроса: должен ли быть современный балет национальным или наднациональным? Здесь член жюри фестиваля, хореограф из Франции Роже Сефрид считал, что современный танец должен быть "вненациональным". Ему возразил председатель жюри, заведующий балетной труппой Национального Академического Большого театра балета Республики Беларусь Юрий Троян: "Танец всегда будет национальным". По-восточному был мудр еще один член жюри, профессор Пекинского хореографического института Сяо Сухуа: "Какое бы образование человек ни получил, его корни всегда будут видны. Очень важен талант и профессиональная подготовка. Современная хореография зависит от индивидуальности творца. Я за то, чтобы современный танец был разнообразным, чтобы не было одного стиля, одного авторитета". Впрочем, затеявший спор французский балетмейстер сам признал ненужность общего знаменателя для современной хореографии, поскольку так можно прийти к одной модели танца, которая уничтожит разнообразие. Конечно, это не исключает взаимопроникновения танцевальных культур. Кстати, член жюри фестиваля, президент Международного совета по танцу ЮНЕСКО немец Дитмар Зейферд поставил в Минске в Национальном Академическом Большом театре балета классический спектакль "Тщетная предосторожность".

    Танцующие "челноки"

    Что такое современная хореография? Одни специалисты ее ругают, другие критики снисходительно называют ее "ухудшенным классическим балетом". А к ней просто надо привыкнуть. К тому, что из-под колосников сыплются ноты, тапочки, мыльные пузыри... К тому, что танцоры вдруг перестают танцевать и начинают говорить, петь, очищать апельсин, как это сделали в блестящем спектакле Сергея Смирнова и хореографической компании из Екатеринбурга "Эксцентрик-балет" - "Выход" - первая премия в номинации "Одноактный балет". Неожиданным был "ход" артисток из челябинского ансамбля современного танца "Кислотный дождь": в миниатюре "На дне" они выволакивали на сцену огромные баулы в клетку, известные всем "челнокам" России и Беларуси. Баулы вдруг шевелились и... принимались танцевать.

    Свежие работы представили белорусские хореографические коллективы. По мнению председателя жюри Юрия Трояна, "одна из задач фестиваля - поднять культуру танца в Беларуси..." Кажется, форуму современного балета это удается. Обезоруживающе простодушным (хотя и несколько прямолинейным по замыслу) показался одноактный балет группы современной хореографии из Гомеля "Квадро" - "Перед лицом неба" на музыку Баха (специальная премия жюри). В финал прошли и белорусские танцоры из группы современной хореографии "ТАД" (Гродно) с хореографической миниатюрой "Дым Буэнос-Айреса". Их чистая работа вызывала в памяти грустный афоризм польской юмористки: "Каждое танго - это прощание"... К сожалению, не вышли даже во второй тур ребята из минской творческой лаборатории "Dact", а жаль: мудрый и удивительно красивый спектакль "Второзаконие" заслужил высокую оценку зрителей. Новая хореография ищет свои средства выражения, свой язык, свою речь.

    "Танец - единственное искусство, материалом для которого служим мы сами", - обмолвился американский балетный критик Тед Шон. Остается удовлетвориться тем, что современный балет таков, каковы мы с вами сегодня. И тут уж ничего не попишешь!

    Поделиться