Взаимная польза транзита очевидна. И тем не менее в последнее время в этой сфере появилось несколько проблем, вызвавших резонанс. По этой причине особую значимость приобрел очередной семинар "Актуальные вопросы интеграции Беларуси и России", который состоялся в Минске по инициативе Постоянного Комитета Союзного государства и при содействии Национального пресс-центра Беларуси. Уже второй раз в нынешнем году журналисты ведущих СМИ наших стран-соседей общались на самые злободневные темы с представителями разных ветвей власти, дипломатами, руководителями предприятий и отраслей.
В первую очередь, в центре внимания были вопросы транзита как важного элемента экономического сотрудничества. Абсолютное большинство предприятий, направляющих грузы транзитом через Беларусь, учитывает ее законные интересы. Это не значит, что руководство страны не видит здесь проблем. На днях Президент Александр Лукашенко принял декрет, направленный на упорядочение задержания товаров и транспортных средств при проведении таможенного контроля. Главное в этой работе - четкое соблюдение закона.
Еще недавно острые дискуссии шли вокруг создания на базе белорусского ОАО "Белтрансгаз" совместного газотранспортного предприятия по прокачке российского "голубого топлива" на Запад. Транспортировка его через Беларусь только с 1999 года по 2003-й возросла почти в полтора раза и достигла 17 процентов общего экспорта газа Россией. Через белорусскую территорию пролегает и новейший российский трансконтинентальный газопровод Ямал - Европа. Важность Беларуси в этой сфере для России в очередной раз подтвердил глава ОАО "Газпром" Алексей Миллер, только что побывавший в Минске. Российский гость отметил: он ценит то, что Беларусь полностью рассчитывается за текущее потребление энергоресурсов и резко сократила задолженность, накопившуюся в предыдущие, самые трудные для республики годы. Так что ажиотаж вокруг проблемы спал. И это позволяет спокойно взвесить позиции сторон.
В чем они сегодня расходятся? Каждая из сторон считает, что контрольный пакет акций должен принадлежать ей. Расходятся они и в оценке стоимости газотранспортной системы, на базе которой предполагается создать СП. Поскольку обнаружились такие нестыковки, президенты наших стран договорились, что со следующего года "Газпром" будет поставлять энергоносители в Беларусь по договорным ценам. Как видим, никакой политики - одна экономика. Вполне понятно стремление той и другой стороны выторговать коммерческие условия повыгоднее. Однако ни о каком "газовом" шантаже, как это пытались представить некоторые СМИ, и речи нет. Заместитель генерального директора ОАО "Белтрансгаз" Дмитрий Аннюк, отвечая на вопрос корреспондента "СОЮЗа", отметил: поставки газа в следующем году на уровне нынешнего фактически согласованы, по поводу же "добавки", тарифов и остальных вопросов идут переговоры.
В свою очередь, и белорусская сторона не намерена в какой-либо форме воздействовать на российские "транзитные" интересы, лежащие вне газовой сферы. Прокачка российской нефти в Европу по белорусским трубопроводам - один из них. В нынешнем году Россия экспортирует более 200 миллионов тонн нефти и примерно половина ее пройдет через Беларусь. После того как застопорилась приватизация "Белтрансгаза", некоторые горячие головы выдвинули идею "отыграться" на тарифах за прокачку нефти.
Мол, Россия заплатит, куда ей деться... Однако, как заверил президент концерна "Белнефтехим" Иван Бамбиза, в ведении которого находятся магистральные нефтепроводы, ни о какой увязке тарифов на прокачку газа и нефти не может быть и речи.
Да, сегодня в Беларуси тариф за транспортировку нефти выше, чем в России, но ниже, чем в Украине, не говоря уже о Польше и Прибалтике. При этом надо учесть, что "труба" была построена примерно 40 лет назад, причем не очень качественно. И ежегодно Беларуси до 60 миллионов долларов приходится тратить на поддержание ее в рабочем состоянии. Исключать то, что тарифы за прокачку нефти, действующие еще с 1995 года, из-за необходимости постоянно вести ремонт и реконструкцию могут незначительно возрасти, Иван Бамбиза не стал. Продолжая транзитную тему, можно добавить, что через белорусское воздушное пространство за 10 месяцев нынешнего года пролетело почти 85 тысяч самолетов - на 12,4 процента больше, чем за 10 месяцев прошлого. И более трети воздушных судов - российские. Три четверти транзитных грузов, которые перевозит Белорусская железная дорога, также следуют из России или в нее.
В рамках семинара руководители соответствующих белорусских министерств и ведомств обсудили все эти важнейшие аспекты сотрудничества с группой журналистов из ряда российских изданий и агентств. Как пояснил корреспонденту "СОЮЗа" начальник Департамента информации Постоянного Комитета Союзного государства Павел Лысов, тем самым будет несколько уменьшен информационный дисбаланс. Поскольку сегодня российские издания и телеканалы представлены в Беларуси более широко, чем белорусские в России.