Отдельные ответы уже неважны. Если в оставшиеся трое суток не случится чего-то чрезвычайного, результаты уже определены. По воле самих политических игроков случиться ничего экстраординарного не должно - в последние перед выборами дни никто рисковать не будет, ибо рискованные ходы могут привести к непредсказуемым последствиям, исправить которые времени не останется. От природных и иных катаклизмов, конечно, мы не застрахованы, но Россия слишком обширная страна, чтобы даже очень сильное возмущение в одном месте повлияло на результаты выборов в общенациональных масштабах.
Когда я говорю о предопределенности (на сегодняшний день) результатов выборов, то имею в виду не то, что они будут сфальсифицированы. Административный ресурс, конечно, будет задействован на полную катушку - и прежде всего в регионах (именно на этом крючке в конечном итоге держат региональные бароны центральную власть, а она теоретически и рада бы с него сорваться, да грехи не пускают и политическая воля до конца не вызрела). Я о том, что маховик давно раскручен и его инерционное движение почти невозможно изменить.
Четыре траектории нашего политического дрейфа вполне очевидны - детали в конкретных результатах не слишком важны.
Первая траектория - левокапээрэфовская. Судя по всему, ее удалось пригнуть информационным давлением, но, конечно, не погубить.
Вторая траектория - державническая. Она победит в совокупном результате, по крайней мере, трех, а может быть, и четырех партий.
Но на державничестве лежит тяжелая длань бюрократической тенденции, вчера еще внешне вполне либеральной.
Сегодня либерализм не в моде, бюрократия от него отвернулась.
Потому слабая либеральная тенденция, не совсем иссякнув, тонким ручейком струится между тремя могучими потоками.
Поскольку со стратегическими результатами думских выборов все ясно, стоит поговорить о выборах президентских. Они хороши тем, что благодаря высочайшему рейтингу Президента Владимира Путина, он же претендент N 1, между всеми остальными претендентами развернется более честная борьба, результаты которой продемонстрируют нюансировку соотношения различных идейных течений в русском обществе. А эти нюансы создадут те возможности для тактических маневров, которыми будут скорректированы для реальной политики слишком общие результаты думских выборов. Грубо говоря, думские выборы зададут рамочные ограничения российской политики 2004-2007 годов (и с этим уже все ясно), а президентские - алгоритмы конкретных действий внутри этих рамок.
Кто из значимых фигур войдет в список участников президентских выборов?
Путин. Зюганов. Жириновский. Явлинский. С этими четырьмя фамилиями сомнений нет.
Почти наверняка, вне зависимости от результата блока "Родина" 7 декабря, на президентские выборы будет выставлена кандидатура Сергея Глазьева.
Самая большая загадка - кандидат от СПС (в просторечии - от либералов). Здесь, конечно, очень значим результат СПС на думских выборах. Если и СПС, и "Яблоко" не перепрыгнут 5-процентный барьер, то "правым" придется консолидироваться вокруг Явлинского. Во всех иных случаях СПС будет выдвигать собственную кандидатуру. Но кого?
Я бы рискнул предположить, что это будет Ирина Хакамада. У нее множество преимуществ перед двумя другими публичными лидерами СПС - Немцовым и Чубайсом, и главное из них - неучастие в делах ельцинских правительств и администрации (кратковременное пребывание на бессмысленном посту главы комитета то ли по среднему, то ли по малому бизнесу не в счет). Лично Хакамада свободна от грехов участия/соучастия в приватизациях, залоговых аукционах, строительствах пирамид ГКО и займах МВФ. Ее никто не подозревает в служении Ельцину и его режиму. Она чужда бонвивантству Немцова и начальственному снобизму Чубайса. Наконец, совершенно очевидно, что Хакамада не является агентом ни одной из олигархических групп. Итак, возьмем Хакамаду.
Надо упомянуть и кандидатуру Михаила Касьянова, о чем в последнее время много говорили, но я считаю, что в силу ряда причин такое выдвижение крайне маловероятно.
Выдвижение Михаила Ходорковского, каковое, в том числе и по его воле, может случиться, никакого существенного влияния, кроме внесения сумятицы в ряды сторонников СПС, на результаты президентских выборов не окажет.
В каком порядке скорее всего расположатся на выборах 14 марта реальные из перечисленных мною кандидатур? Изложу свой прогноз в виде следующего ниже списка (у фамилий трех кандидатов, участвовавших в президентских выборах 1996 и 2000 годов, в скобках указаны их результаты - в процентах - на этих выборах).
1. Путин
2. Глазьев
3. Зюганов (32%, 29%)
4. Хакамада
5. Явлинский (7%, 6%)
6. Жириновский (5%, 3%)
Конечно, пока это весьма эскизный прогноз. Например, очень вероятно, что на окончательную раскрутку Сергея Глазьева до второго места не хватит ни сил, ни времени. Но то, что он окажется на третьем месте, сомнения нет.
А четвертое место Ирины Хакамады (вкупе даже с третьим - Глазьева) укажет на вектор подготовки к парламентским и президентским выборам 2007-2008 годов: смена партийных лидеров как залог сохранения своих партий в российской политике. И это коснется всех, кроме "Единой России", если, конечно, ее альянс с Владимиром Путиным конституируется в нечто официально-серьезное.
Это на дальнюю перспективу. А на близкую результаты президентских выборов (здесь будет значим и процент проголосовавших за самого Владимира Путина) зададут алгоритм, по которому будет формироваться состав нового правительства.
Президентские выборы 2004 года, кстати, важны еще и тем, что в ходе их политическим силам, которые проиграют думские выборы, представится шанс взять реванш. Возможно, последний шанс. Так что 14 марта очень важно стать вторым. Или, на худой конец, третьим.