Российский хоккеист, облаченный в свитер с номером тринадцать, провел на площадке в поединке с "Анахаймом" одиннадцать минут и даже один раз бросил по воротам. Его новый клуб победил - 2:1, однако журналистов и болельщиков результат игры интересовал мало. Все ждали: станет ли Жердев общаться с представителями СМИ? Хоккеист не обманул ожиданий и, появившись перед прессой в сопровождении руководителей клуба и адвокатов, заявил, что его мечта сбылась:
- Я всегда хотел попробовать себя в самой сильной лиге мира. Играя за ЦСКА, я перестал расти как хоккеист и поэтому решил уехать. Здесь, в Америке, я могу подумать о своем будущем.
На вопрос, не боится ли он ответственности за свой поступок, который в России расценили как дезертирство, поскольку игрок проходил в ЦСКА срочную армейскую службу в звании рядового, Жердев замялся, и слово пришлось брать американской стороне. Генеральный менеджер американского клуба Дуг Маклин рассказал, что они все спланировали заранее:
- Хорошо, что у Жердева был паспорт с канадской визой, которую ему сделали летом для того, чтобы он мог прилететь на церемонию драфта. Это несколько облегчило нашу задачу. Я не буду раскрывать все детали, но мы удовлетворены тем, что смогли заполучить Николая к себе. Что касается его службы в армии, то у нас нет достаточной информации о том, является ли на самом деле Николай военнослужащим, поскольку никаких документов из России мы не получали. Если это так, то у нас, без сомнения, возникнут определенные сложности, которые мы постараемся решить не в ущерб игроку. Поймите, когда мы выбрали Николая на драфте этого года, я был безумно рад, что нам удалось получить игрока, который являлся нашей основной целью. Сегодня я рад еще больше, так как теперь он стал игроком "Синих Жакетов". Жердев - великолепный, взрывной игрок, который должен стать в течение ближайших лет настоящей звездой. А раз это так, то мы будем решать его проблемы, как свои собственные.
Тем временем генеральный секретарь Международной федерации хоккея Ян-Аке Эдвинссон заявил, что в соответствии с соглашением между этой организацией и НХЛ федерация не даст согласия на переход Николая Жердева в "Коламбус". В соглашении, в частности, говорится, что никакой контракт не может помешать игроку пройти воинскую службу. "Если российские военные будут настаивать на том, чтобы Жердев полностью отслужил положенный срок, дело может попасть в международный арбитраж, как это предусмотрено в соглашении ИИХФ-НХЛ.
Еще в ноябре ХК ЦСКА представил американской стороне копии документов, подтверждающих, что Жердев находится на действительной военной службе (этот факт американская сторона по-прежнему отрицает).
Известно также, что генконсульство США в Москве с большой осторожностью относится к выдаче виз россиянам прежде всего призывного возраста и требует от них подтверждения, что они не являются военнослужащими. Вероятно, в Оттаве, где Жердев получил американскую визу, подобной инструкции не имеют, либо чиновники иммиграционной службы закрыли на это глаза, руководствуясь какими-то другими соображениями.
Теперь мы наверняка станем свидетелями долгой тяжбы между чиновниками НХЛ, ИИХФ и ЦСКА. Понятно, что для американцев лучше не доводить дело до суда, поскольку в этом случае пострадает не только хоккеист, но и "Коламбус", преступивший закон. Но для этого, по мнению руководителей армейского клуба, Николай как минимум должен вернуться в Москву. В противном случае к военнослужащему Жердеву могут быть применены санкции в соответствии с дисциплинарным уставом Вооруженных Сил и, что самое опасное, с Уголовным кодексом. Трехдневное отсутствие срочника в части чревато строгим выговором или нарядами вне очереди. Если самоволка растягивается от трех дней до десяти, командир части имеет право возбудить уголовное дело и провинившемуся грозит наказание от шести месяцев до года дисциплинарного батальона. Если солдат находится в бегах от десяти дней до месяца, вступает в силу еще одна статья, по которой он может получить до двух лет дисбата или три года исправительной колонии. Отсутствие свыше месяца может вылиться в пять лет заключения.
Впрочем, по мнению специалистов, судить хоккеиста вряд ли будут. Скорее всего скандал смогут уладить полюбовно, ведь даже первого "дезертира" - Александра Могильного, сбежавшего в 1989 году за океан в звании младшего лейтенанта Советской армии, спустя время простили. Что любопытно, первыми словами Могильного в США были: "Выбрав этот шаг, я все обдумал... и я должен думать о своем будущем". Не правда ли, очень знакомо?