Как мы сообщали, рекордсменом года по числу номинаций (7) был фильм Петра Буслова "Бумер" - бандитская сага, сделанная по всем канонам американского кино, но с "русским акцентом", и ставшая лидером проката последних месяцев. Но в результате голосования экспертного жюри картина получила лишь одну премию - за музыку Сергея Шнурова.
Зато абсолютным фаворитом критиков оказалось "Возвращение" Андрея Звягинцева. Дебютная картина, уже имеющая большую коллекцию зарубежных призов, включая двух "Золотых львов" Венеции, получила призы в номинациях "Лучший оператор" (Михаил Кричман), "Лучший дебют" (Андрей Звягинцев), а также главную критическую премию за "Лучший фильм" (продюсер Дмитрий Лесневский, RenTV). Изумленному Андрею Звягинцеву был также вручен боевой приз "Не каждому дано" от одного из спонсоров церемонии компании "Белое золото" - натуральный меч образца XVIII века в золоченых ножнах.
Лучшим сценарием года были признаны "Магнитные бури" Александра Миндадзе, а постановщик этой картины Вадим Абдрашитов получил "Золотого Овна" за лучшую режиссуру.
Самой успешной исполнительницей главной женской роли оказалась молодая актриса из Рязани Мария Звонарева в фильме Александра Прошкина "Трио". На "мужском поле" внушительные актерские команды "Бумера" и "Правды о Щелпах" уступили первенство одинокому Виктору Сухорукову, сыгравшему заглавную роль в фильме Виталия Мельникова "Бедный, бедный Павел". Лучшим исполнителем мужской роли второго плана признан Владимир Кучеренко, колоритно сыгравший в фильме "Коктебель". И настоящей звездой вечера стала Инна Чурикова, которая в фильме Станислава Говорухина "Благословите женщину" легко обошла соперниц в категории "Роль второго плана". "Критики меня заметили впервые, - сказала по этому поводу великая актриса. - Я уж не знаю, что мне теперь делать, - перейти только на эпизоды или сниматься только у Говорухина".
Фильм Александра Сокурова "Отец и сын" попал только в одну номинацию - "Лучший художник", и его единственного "Золотого Овна" принесла ему Наталья Кочергина.
Победителями в номинациях "Зарубежный фильм" стали Николь Кидман ("Догвилль") и Дэниэл Дэй-Льюис ("Банды Нью-Йорка"), лучшей зарубежной лентой российского репертуара критики признали "Догвилль".
Скандал вокруг "отказника Алексея Германа-младшего" завершился компромиссом: просьбу киностудии "Ленфильм" снять картину с конкурса, поддержанную киноведомством Минкульта и маститым отцом дебютанта, жюри уважить не смогло по той простой причине, что уже не было времени для нового голосования, но согласилось заново рассматривать картину в будущем году. Поэтому в номинации "Лучший дебют" фильм фигурировал, но премии не получил. В будущем году, думаю, ему тоже вряд ли светит, потому что эта беспрецедентная акция довольно сильно подкосила репутацию начинающего режиссера. До сих пор разнообразные попытки повлиять на ход голосования и выторговать себе преимущество предпринимались мэтрами и классиками нашего кино - то Никитой Михалковым, то Алексеем Германом-старшим, то Александром Сокуровым, снимавших свои ленты с голосования или грозящих этим. Теперь такую акцию предпринял человек, только входящий в профессию, и это плохое начало. В связи с прецедентом критики задумались о том, чтобы сделать регламент премии более ясным и жестким. При всем уважении к авторам жюри не может и не должно идти у них на поводу: фильмы уже стали фактом общественной жизни и, стало быть, никто, даже автор, не вправе как-либо управлять общественным резонансом. Как сказал по этому поводу Марк Рудинштейн, "Это ведь просто игра, и присуждение премий, как бы они ни распределились, классиков оставляет классиками, а гениев - гениями".
В целом расклад призов этого года кажется весьма справедливым. Ясно, что год был необычно сильным: впервые за десятилетие критикам было из чего выбирать. И был даже повод кусать себе локти, потому что очень хороших картин было больше, чем премий. Так, просто не повезло великолепному "Коктебелю" Бориса Хлебникова и Алексея Попогребского, как и "Старухам" Геннадия Сидорова, - каждый из них мог претендовать на главные призы года, и у каждого остаются серьезные шансы взять "Золотого орла" или "Нику".
А самым важным итогом киносезона можно считать массированное и очень успешное наступление молодых: большинство номинаций и призов ушло дебютантам. И даже из четырех актерских премий половина ушла актерам, впервые снявшимся в кино. Это значит, долгожданная "новая волна" российского кинематографа уже на подходе.