- Владимир Николаевич, в особом представлении газовая столица России не нуждается. Наверное, под крылом "Газпрома" живется тепло и уютно?
- Это верно лишь отчасти, потому что такая моноориентированность делает городское и районное хозяйство зависимым от перепада деловой активности, как принято называть, естественного монополиста. Почти десять лет назад, когда я принимал бразды правления, Надым был кризисным городом. Тогда стало ясно, что привязка к единственному, пусть мощному и богатому, инвестору делает муниципальную экономику легкоуязвимой.
Проблему решили за счет привлечения на территорию небольших частных компаний, занимающихся нефтегазодобычей, развития малого и среднего бизнеса, в том числе инновационной направленности. В итоге удалось не только пополнить бюджет, но и, как мы считаем, улучшить его структуру. Сейчас около 20 процентов доходной части формируется благодаря предприятиям, не являющимся регионообразующими. Подобную диверсификацию будем продолжать и впредь. После вступления в силу закона о местном самоуправлении львиная доля налогов от малого бизнеса будет оставаться на муниципальном уровне. Для нас это и финансовый стимул, и подспорье в сокращении безработицы. Сейчас ее удалось снизить до 1,6 процента. Неплохой по северным меркам результат. Но, как говорится, резервы есть.
- Безработицу многие склонны считать неизбежным порождением рыночной экономики. На "северах" с ней принято бороться переселением. Иного не дано?
- Безработица была, есть и будет. Другой вопрос, какой характер она носит - временный или постоянный и не зашкаливает ли ее уровень социально опасную черту.
Мы уже лет 6-7 практикуем ежегодное заключение договоров о социальном партнерстве с предприятиями, тем самым предотвращая нежелательный отток кадров, потерю рабочих мест. Нефтегазодобытчики, начинающие деятельность на территории, обязуются использовать уже имеющиеся здесь мощности строительных и транспортных организаций.
Кризис, в котором оказался Надым в начале 90-х годов, был связан с тем, что у нас сконцентрировалось 30 тысяч строителей, а поток госкапвложений иссяк. Этой болезнью переболели и другие северные города, но в разной форме и с разными последствиями. Избранный нами путь оправдал себя хотя бы тем, что ежегодный прирост инвестиций в район составляет 7-8 процентов.
Что касается переселения, то оно, конечно же, необходимо для тех, кто выработал свой ресурс. Не всегда этот процесс обходится без проблем. Люди хотят жить поцентральнее - в Москве, Питере, Екатеринбурге, на такой же площади, что в Надыме. Приходится объяснять, что даже в Подмосковье жилье стоит дешевле, чем в столице. Надо соизмерять желания и возможности.
Мы против высоких тарифов за услуги ЖКХ. У нас население платит за жилье не 100 процентов, а 80. И все равно людям нужна помощь. Муниципалитет выплачивает каждому бюджетнику дотацию в 2 тысячи рублей, что компенсирует рост тарифов. Защита интересов северян - это политика руководства всего Ямало-Ненецкого автономного округа.
Радует, что в город возвращается молодежь, отслужив в армии, отучившись в вузах.
- Наверное, привлекает высокая зарплата - под тысячу долларов в месяц? Но ведь не хлебом единым...
- Мы в градостроительной практике взяли за основу лучшие российские стандарты. Наполняемость местного бюджета, о которой шла речь, позволила за последние годы сделать настоящий прорыв по части благоустройства. Построены Свято-Никольский храм, родильный дом, новая школа искусств, прекрасной архитектуры здания Дворца торжеств и гостиницы "Айсберг". Облагораживаются внутриквартальные территории, ведется строительство очистных сооружений, детских городков, скверов, автостоянок и сети современных торговых предприятий, произведена полная реконструкция взлетно-посадочной полосы, заасфальтированы городские улицы, продолжается сооружение дорог федерального значения, завершается строительство мечети. Много это или мало - не нам судить. Однако в ХХI век Надым вступил со званием "Самый благоустроенный город России" с численностью населения до 100 тысяч человек.
Реализуется районная комплексно-целевая программа "Молодое поколение" на 2003-2005 годы, предусматривающая мероприятия по поддержке молодых семей, обеспечению трудовой занятости молодежи, предупреждению асоциальных явлений в молодежной среде. На днях у нас прошел форум молодежи всего Ямала. В городе открыт НИИ медицинских проблем Крайнего Севера Российской академии медицинских наук, занимающийся адаптацией человека в сложных условиях Севера.
- Однако есть люди, которым адаптация не нужна, а возможно, и противопоказана. Для поколений ненцев нефтяные и газовые месторождения Ямала - место их рождения, малая родина. Как сочетаются интересы коренного населения и "пришельцев"?
- Инвестиции Надымского района в национальные поселки перевалили за полмиллиарда рублей. У наших коренных жителей рождаемость и продолжительность жизни достаточно высокая. В надымской тундре есть много стариков, которым перевалило за 80. Я лично знаю бабушку, которая в 93 года сама управляет упряжкой. Она каждую весну приезжает в Надым на День оленевода.
Прежде всего наша задача - оградить пастбища и угодья от техногенного влияния. Но и это еще не все.
Недобросовестные люди "десантируются" с вертолетов прямо у чумов и ведут "бартер". Они дают ненцам несколько бутылок водки, забирают мясо, рыбу и улетают. К сожалению, у коренных народов Севера нет механизма противодействия алкоголю в крови, так устроена их биология. И начинается беда. Такое может происходить и каждую неделю. Мы же не можем поставить к каждому чуму милиционера или солдата, чтобы отгонять бессовестных людей, которые используют наивность и доброту, слабости коренного населения.
Дороговизна авиатоплива, как и многого другого, привела к тому, что оленеводство становится убыточным. Традиционно животных забивают в определенных местах - коралях. Разбросаны они по всей тундре. Раньше за олениной летали на Ан-2. Теперь эти самолеты сняты с эксплуатации. А летный час вертолета Ми-8 в восемь раз дороже - сейчас около тысячи долларов. Мы обратились к оленеводам с просьбой перенести корали ближе к местам с налаженной инфраструктурой. Но это противоречит их устоям. Чтобы хоть как-то облегчить их жизнь, мы разрешили им торговать в населенных пунктах без ограничений, без каких-либо налогов и сборов.
Убежден, что нужен закон об оленеводстве. Его проект был готов 4 года тому назад, но лишь недавно Госдума рассмотрела его в первом чтении. Хочется верить, что новый состав законодателей более чутко отнесется к жизненно важной для северных народов проблеме. Речь ведь идет не только о ненцах, но и чукчах, эвенках, якутах и других.
Конструктивно выстроенный диалог с природопользователями позволил, к примеру, вести ремонт детского сада в поселке Ныда и школы-интерната в поселке Кутюн-Юган, финансировать полеты санавиации для кочевого населения.
Договора с природопользователями дают возможность привлекать дополнительные средства, идущие не в мифические фонды, а в бюджет муниципального образования. Расходуются они через казначейство под строгим контролем.
- Поговаривают о "газовой паузе" - необходимости подготовки новых отдаленных месторождений при одновременном выполнении международных обязательств по поставкам голубого топлива. Что можно противопоставить нежелательному развитию событий?
- Совместно с "Газпромом" мы составили программу действий и отчетливо видим перспективу на 10-15 лет. Надо приучиться извлекать из недр остающийся в них низконапорный газ. Во-первых, его под меньшим давлением можно подавать на небольшие расстояния. Во-вторых, создавать близ промыслов установки по сжижению, а также вырабатывать огромное количество электроэнергии. В-третьих, по аналогии с нефтедобычей использовать новые методы воздействия на месторождение. Потому так важны инновационные технологии.
В октябре в составе делегации я участвовал в презентации Уральского федерального округа во Франции, где выступил с докладом "Социально-экономическое развитие газодобывающих регионов", в котором в том числе шла речь о социальном партнерстве с нефтегазодобывающими предприятиями. Итогом встречи с французскими предпринимателями стало заключение соглашения надымской фирмой "Севергазинвест" и французской Ассоциацией производителей нефтяного и газового оборудования. Французская сторона готова вложить в повышение технологической составляющей добычи газа в Надымском районе несколько десятков миллионов долларов. Это самый свежий, надеюсь далеко не последний, пример привлекательности нашего инвестиционного климата.
Надымский муниципалитет работает спокойно и рассудительно. Радуемся, когда отмечают наградами на федеральном и окружном уровнях. Принимаем меры по критическим замечаниям, когда они конструктивны. К сожалению, так называемые черные PR-технологии достают нас и на белоснежном Севере. Бог и народ им судья.