По данным Института народно-хозяйственного прогнозирования РАН, сегодня в России 5-6 миллионов трудовых мигрантов, в основном "незаконных". Большинство - 3-3,5 миллиона - из стран СНГ. Это полтора миллиона украинцев, примерно столько же выходцев с Кавказа, 350 тысяч молдаван. А также несколько сотен тысяч мигрантов из Казахстана - но не казахов, а русских, украинцев, татар.
Гораздо меньше в России китайцев - одновременно здесь работают "всего" 400-500 тысяч представителей желтой расы. Почти половина их сосредоточена в пограничной зоне - от Иркутска до Находки. 150 тысяч прижились в районе Москвы.
Между тем, по данным заведующей лабораторией миграции Института народно-хозяйственного прогнозирования РАН Жанны Зайончковской, после 2008 года миграционная картина в России коренным образом изменится. Поток мигрантов из стран СНГ уже сокращается и будет сокращаться впредь. Сейчас на Украине и в Казахстане экономика развивается быстрее, чем в России, создаются новые рабочие места, и необходимость в работе "на чужой стороне" отпадает. Кроме того, после введения визового контроля на границе России и Молдавии, трудовые мигранты из этой страны почти целиком переориентировались на Европу - сегодня они предпочитают Италию. Где, к слову, тоже ожидается демографический обвал, как и в Германии, и в Японии - именно с этими державами Россия будет в ближайшие годы "биться" за мигрантов.
- За минувшие десять лет мы получили такую качественную миграцию из стран СНГ, которой не получим больше никогда, - считает Жанна Зайончковская. - И если бы мы не ставили законодательных барьеров, поток мигрантов из СНГ мог бы быть в два раза больше. Но на нынешнем этапе за этих мигрантов надо бороться.
По мнению Зайончковской, российским властям следует уже сейчас продумать ряд мер по "заманиванию" мигрантов-"родственников". Необходимы льготы при получении долгосрочного вида на жительство (сразу на пять лет после годового "карантина"), стипендии и льготы при поступлении в вузы для студентов из стран СНГ, решение проблем с армией (семьи, где растут мальчики, в Россию по понятным причинам не стремятся) и так далее.
В условиях, когда мы теряем мигрантов из СНГ, самым реальным донором для России остается Юго-Восточная Азия. По прогнозам Зайончковской, в XXI веке китайцы могут стать вторым по численности народом в России. Китайцы исторически доказали свою высокую адаптивность к жизни в нашей стране. И сейчас властям хорошо бы задуматься о том, как равномерно расселить китайцев по всей стране, не отдав им Дальний Восток и Сибирь.
Другой вопрос - сможет ли Россия "сортировать" мигрантов на въезде в страну, выбирая нужных специалистов нужного возраста, как, например, в Канаде? Удастся ли внедрить "канадскую модель" миграции, о которой недавно говорил Президент страны? Это, как считает Жанна Зайончковская, сопряжено со многими трудностями. Во-первых, потребность в России в трудовых мигрантах будет очень и очень высока - тут не до выбора, закрыть бы "дыры". Во-вторых, для начала в стране стоит упорядочить рынок труда, "справившись" тем самым с незаконными мигрантами - а это, как показывает практика, проблема из проблем. А в-третьих, "канадская модель" отбора мигрантов по сложной системе оценки предполагает хорошее техническое оснащение, специальную компьютерную программу. Разработка подобной системы потребует массу времени и средств, а в России пока не до конца справились с компьютерным учетом миграционных карт.