Памятник за свои

В конце мая 2004 года, когда по традиции в воронежских школах проводится последний звонок, в Воронеже собираются открыть памятник Учителю. Как утверждают люди знающие, это будет первый такого рода монумент не только в Воронежской области, но и в России. Авторы этой идеи (городской комитет образования) решили, что учителя должны сами скинуться на памятник себе.

Сама идея памятника, конечно же, похвальна. К тому же имеется хороший повод, чтобы поставить его именно в ближайшее время, а не в необозримом будущем. В этом году в Воронеже празднуют 300-летие со дня основания первой в России государственной школы, где стали обучать работный люд. Учебное заведение существовало при корабельных верфях и называлось адмиралтейской русской школой. На «русской» – исследователи делают акцент. По словам директора воронежского областного центра (музея) истории народного образования Юрия Пыльнева, в воронежской школе преподавали (и для петровской эпохи это был прецедент) не иностранцы, а учителя «отечественного производства» – первые выпускники питерской навигатской школы. В воронежскую школу набирали мужиков, обучали их чтению, письму, математике. Первые выпускники были  младшими офицерами, следующие – корабельными мастерами.

В рамках празднования юбилея в Воронеже на улице Кардашова на территории бывшего канатного двора, где располагалась адмиралтейская школа, был установлен памятный знак. А на этой неделе в столице Черноземья прошла научно-практическая конференция «Российская школа: история и современность».

Строительство памятника Учителю – по всей видимости, тоже из числа юбилейных мероприятий. Изготовлением монумента займется скульптор Александр Кожевников. Как объяснил корреспонденту «РГ-Черноземье» сам Кожевников, он думал об этом давно: «Я помню свою первую учительницу – Анну Семеновну Потапову, которая еще учила моего старшего брата и сестру. Она была воплощением доброты, ласки и ума. Обладала всеми качествами, которые присущи настоящему учителю».

Изначально собирались установить памятник всему учительству в лице Андрея Киселева, который в конце 19-го века преподавал математику в воронежском кадетском корпусе: в советское время по его учебникам обучались несколько поколений школьников по всему Союзу. Однако потом решили, что скульптура  конкретного лица – это слишком дорого. В итоге остановились на собирательном образе учителя: в монументе из белого мрамора будет запечатлена женщина или женщина с учеником. Бюджет проекта – больше полутора миллионов рублей.

И все бы ничего, но в комитете образования почему-то решили, что логичнее будет, если  памятник Учителю воздвигнут не на спонсорские и не на бюджетные средства, а на деньги самих педагогов, зарплата которых оставляет желать много большего. В сентябре на школьных досках объявлений появилось письмо комитета образования за подписью его бывшего начальника Алексея Фактора, где до сведения учителей доводились банковские реквизиты для перечисления средств на памятник. Заметим, что  эти деньги эквивалентны примерно шестистам средним учительским зарплатам. Руководители от образования утверждают, что сегодня собрано уже около 300 тысяч рублей «добровольных пожертвований» – пятая часть от требуемой суммы.

Декларировалось, что участие в этой «копилке» – дело добровольное, но на практике, как это обычно водится, вышло добровольно-принудительным.  О том, что такого рода мероприятие выглядит, по меньшей мере, неприглядно в плане этическом, никто, видимо, не подумал. В педагогической среде мрачно шутят по поводу «памятника при жизни»…

Кстати

В последнее время в Воронеже вокруг памятников кипят нездоровые страсти. Мы уже писали о задумке установить в центре города и у входа в областной центр реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями «Парус надежды» памятник медицинским работникам. Против чего вот уже второй год борется коллектив центра. Дело в том, что хотя в проекте сооружение именуется памятником для медицинских работников, но посвящается частному лицу, которое, во-первых, к медицине имеет отношение постольку поскольку, а, во-вторых, при всем уважении его трудно определить в галерею выдающихся воронежцев. Надо сказать, что перед зданием «Паруса надежды» вот уже больше года возвышается «начало» монумента – странная и малоэстетичная конструкция из бетонных плит. И с каждым месяцем ее бесхозное состояние становится все заметнее: недавно бетон расписали серпами-молотами и свастиками. Кстати, из окон центра, в том числе из кабинета психолога, где занимаются дети-инвалиды, открывается вид как раз на это сооружение, мягко говоря, не способствующее релаксации.