Во дворе Коломенского тепловозостроительного завода Президенту России продемонстрировали пока единственный в своем роде напичканный мини-компьютерами, окрашенный в красное, пассажирский локомотив нового поколения. "Это наш вклад в революцию российского машиностроения", - гордо ответил директор по маркетингу Алексей Самоукин.
В Коломне Путину показали не только завод, но этот пункт программы, безусловно, был ключевым. Месяц назад в Кремле на заседании Госсовета обсуждались проблемы транспортной инфраструктуры страны. Десятки страниц доклада рабочей группы пестрили сотнями цифр. И все же на наглядном примере ситуация видна намного четче. "Вымученный вопрос и такая быстрая реакция", - отметил президент ОАО "Российские железные дороги" Геннадий Фадеев.
"У нас в отрасли сложилась парадоксальная ситуация, когда купить новые локомотивы возможность есть, но нет производственных возможностей", - начал он свой доклад. Вот еще один парадокс - в России подавляющая часть пассажирских перевозок осуществляется на локомотивах еще чехословацкого производства. Все бы ничего, но служить эти машины должны максимум 30 лет, а работают они уже больше 40. "Мы их по сути на руках носим", - добавил Фадеев. Не хватает даже самых обычных железнодорожных колес. РЖД нужно как минимум 1 миллион в год, а российские производители пока готовы поставить максимум 600 тысяч.
Впрочем, плачевной ситуацию в российском тепловозостроении не назовешь. "Когда изобретатели дизеля - немцы - считают наши дизельные двигатели самыми лучшими, это о чем-то да говорит", - философски заметил министр путей сообщения России Вадим Морозов.
Несколько лет назад именно завод в Коломне выиграл в Германии тендер на поставку 64 двигателей для немецких локомотивов. Довольные заказчики собираются и дальше закупать российскую продукцию. Теперь коломенцы хотят потягаться с признанными лидерами - японцами из фирмы "Хитачи". "Мы бы хотели экспортировать свою продукцию, чтобы иметь возможность померяться мышцами", - заявил директор завода Владимир Власов.
Однако в первую очередь необходимо удовлетворить голод российского рынка, а голод этот с каждым годом становится все более "зверским". Износ локомотивного парка сегодня достигает 73 процентов. (В советские годы эта цифра не превышала 30 процентов.) Даже если будет полностью выполнена рассчитанная до 2010 года программа развития отрасли, все равно более половины поездов будет продолжать работать в запредельном режиме.
20 ноября 2003 года Правительство РФ утвердило инвестиционную программу РЖД на 2004 год в размере 134 миллиарда рублей. 34 процента из этой суммы пойдет на закупку подвижного состава. Правда, этого все равно мало. Первый заместитель министра промышленности, науки и технологий РФ Андрей Фурсенко попытался убедить Владимира Путина в том, что нужен согласованный план закупок новых локомотивов как минимум до 2010 года. "Тепличные условия - это, конечно же, хорошо. Но я уверен, что сразу же возникнет вопрос с качеством продукции. Нужна конкурентная борьба", - заявил Президент. "Тогда пусть отрасль скажет, сколько локомотивов они купят при наличии необходимого качества", - согласился Фурсенко. "Уже теплее", - добавил Путин.
Есть, правда, и еще одна головная боль, о которой на встрече почему-то говорил только Президент. "Производительность труда у нас в десять раз ниже, чем в европейских странах", - заявил он. На этот упрек никто из промышленников ничего вразумительного ответить не смог. О тепличных условиях Путин больше не говорил. Наоборот. "Государство по этому вопросу может сделать очень многое. Мы можем пойти в том числе и на прямые вливания. Наши собственные разработки должны внедряться как можно быстрее", - считает Президент.