Написала "умеет" и задумалась. Десяток выигранных судебных процессов - у жилищно-коммунальных органов, администраций за незаконное увольнение, у энергетиков за незаконно начисленную плату, у АО "Формация" за бракованные бинты, у почты, возвратившей деньги за подписку с компенсацией морального вреда, - конечно, говорят о знании законов, своих прав и умении ими пользоваться.
Госприемка Кобзаря
Это сегодня Олег Евгеньевич на пенсии, перенес операцию по шунтированию, потом еще одну на сердце, не совсем удачную, как сам говорит. А более сорока лет назад он в числе лучших выпускников Новосибирского института инженеров железнодорожного транспорта выбрал для жизни и работы далекое Приморье.
- Конечно, за романтикой поехал, в шестидесятые годы-то, - рассказывает О. Кобзарь, когда мы устроились за столиком в маленьком кафе. - Вся жизнь на дорогах прошла. Более полусотни мостов строил от заклепки и первого бетона до открытия и автодороги.
Потом О. Кобзарь работал в Госприемке, был такой в советские времена институт, контролировавший качество работ. Когда Олег Евгеньевич, по его словам, как член комиссии принимал вроде бы построенную больницу для строителей, составил целый список недоделок. Вопрос стоял так: или снести все только что построенное, или переделывать. Пришлось строителям исправлять канализацию, переделывать весь дренаж, кровлю, два лестничных пролета, выставлять все оконные рамы, делать в них форточки (в больничных окнах должны быть форточки ГОСТа) и вставлять вновь.
Когда врачи категорически запретили работать, О. Кобзарь стал сотрудничать с краевыми газетами и активно читать "Российскую газету".
- "РГ" стала нашей неоценимой помощницей, своевременно публикуя законодательные акты и разъяснения с комментариями к ним, - считает О. Кобзарь. - Используя все эти материалы, я раз за разом выигрываю в судах иски. Суммы, выплаченные по ним только в качестве возмещения морального вреда, в несколько раз превысили мои затраты на ежегодные подписки "РГ".
Так что же в "послужном" списке Кобзаря?
Кобзарь получает путевку в санаторий
Евгеньевичу как инвалиду второй группы положена раз в год путевка в санаторий. По закону!
- Я заметил, как подлечусь в санатории, гораздо лучше себя чувствую. А тут в Управлении социальной защиты администрации края тянут и тянут с выделением путевки, хотя в моей реабилитационной карте инвалида записано - ежегодно выделять путевку. И я собрался в суд. При участии судьи Фрунзенского районного народного суда Н. Куприяновой во время досудебной беседы мы с представителем управления пришли к согласию: путевку я получил.
Юрист Управления соцзащиты администрации края Николай Куклицкий О. Кобзаря вспомнил, тем более что дело было нынешней осенью.
- Да, выделили мы путевку в санаторий О. Кобзарю, - вспоминал Николай Владимирович. - Но это совсем не значит, что он получит ее и в следующем году. Понимаете, по закону Кобзарь прав. Но денег на бесплатное санаторно-курортное лечение для инвалидов выделяется в разы меньше, чем требуется. Поэтому на путевки существует очередь. Он, кстати, мог бы и не обращаться в суд, можно было написать заявление на внеочередное выделение путевки, мы бы рассмотрели.
Кто виноват, что закон не обеспечен должным финансированием? Очередь - несколько сот человек - терпеливо ждет. Олег Евгеньевич положенное по закону получил, очередь другого инвалида из-за этого отступила назад. Нас учат отстаивать свои права, в судах в том числе. Кто это хочет и умеет, как Кобзарь например, кто-то не умеет. Значит, останется в хвосте очереди навсегда? Для исполнения судебных решений существует служба приставов, может, для принудительного исполнения законов тоже создать такую же...
Заставляет коммунальщиков поменять батарею в квартире
В муниципальном предприятии ПЖЭТ-3 Олега Евгеньевича тоже хорошо знают и... вздрагивают при упоминании его имени. Заместитель управляющего вспоминает, как О. Кобзарь заставил поменять в своей квартире батарею. Срок ее эксплуатации действительно вышел, но могла она еще эксплуатироваться, могла. Сейчас дом Олега Евгеньевича относится к МУП "Трудовое". Специалист Елена Фомина помнит, как при ремонте труб во всем доме в квартире О. Кобзаря из труб полилась вода. Вот именно в квартире Кобзаря и прорвало! "Потому что ходил, проверял наши ремонтные работы по собственной инициативе, выискивал что-то", - вспоминает сегодня Е. Фомина. А возместить ущерб от затопления квартиры коммунальщикам все-таки пришлось по решению суда.
Восстанавливает жену на работе
Олегу Евгеньевичу доводилось защищать и дочь, и жену от незаконных увольнений. Супругу О. Кобзаря Дину Васильевну - работницу районной администрации -подвели под сокращение. При этом остались на работе специалисты с меньшим уровнем квалификации, а при увольнении Дине Васильевне не выплатили материальную помощь в размере трех должностных окладов. И не предложили другое место работы. Защитником в этом судебном процессе у супруги был сам О. Кобзарь.
- Я на личном опыте убедился, - говорит Олег Евгеньевич, - профессиональные адвокаты за столь мелкие дела берутся неохотно, невыгодно.
Решением Ленинского районного суда под председательством судьи М. Палагеши Дина Васильевна была восстановлена на работе с выплатой денег за вынужденный прогул и компенсацией морального вреда. АО "Дальпушнина", где работала дочь Олега Евгеньевича, выплатило ей по решению суда пособие по беременности и родам, а также отпускные. Вспоминая эту историю, Олег Евгеньевич возмущается бездушием людей: знакомая дочери, которую постигла та же участь, от переживаний из-за увольнения и невыплаченных по закону денег потеряла ребенка, случился выкидыш.
"Дальэнерго" возвращает долг Кобзарю
Был как-то во Владивостоке период, когда всех квартиросъемщиков города лихорадило от часто приходящих квитанций по оплате за тепло и горячую воду с огромным долгом, при том, что большинство квартиросъемщиков оплачивали отопление в срок. Кобзарь, понятное дело, пошел в суд. Как установил Фрунзенский районный суд, истец оплачивал добросовестно стоимость предоставляемых ОАО "Дальэнерго" услуг. Но в период с 1 июля 2000 года по 1 марта 2001 года эти услуги насчитывались по повышенному тарифу, который был введен постановлением администрации города, чуть позже отмененным. Суд требования Кобзаря частично удовлетворил и насчитал почти три тысячи рублей возвращенного долга, компенсации морального вреда и возмещения убытков.
Когда Олега Евгеньевича спрашивают, не надоело ли ему судиться, он соглашается, что дело это хлопотное и долгое. Но игра стоит свеч, ну, говорит, не защитит никто простого человека, если он сам этого не сделает: "И правду искать можно, у меня же это получается".