Тютчев в жизни: Всесилен я и вместе слаб
Поэзия Тютчева ускользает от жестких определений и прорывает все исследовательские сети - она слишком умозрительна и духовна. Вселенная, мироздание для Тютчева - тайна, разгадать которую человек не в силах. Вечная тютчевская тема - непостижимость окружающего мира, прекрасного, лучезарного, но и хрупкого, вот-вот готового обвалиться в бездну. Быть может, поэтому один из ключей к тютчевской поэзии - противоречие, каждое второе его стихотворение построено на столкновении - света и мглы, восторга и отчаяния, единения и борьбы, терзаний и благодати.
Услышан ли Тютчев сегодня? Есть по крайней мере две области, где он просто не может быть не услышан - в школе и литературоведении.
Чем меньше будет Тютчева в школе, тем лучше
Мой первый собеседник - преподаватель гимназии N 1567 Лев Иосифович Соболев. Сегодня в Москве все гуманитарии разделились на три группы - одни учились у Соболева в филологическом классе, другие приходили к нему на урок читать лекции, третьи просто слышали о нем от своих друзей.
- Лев Иосифович! Как вы преподаете Тютчева старшеклассникам?
- Начиная с этого года я предлагаю детям составить списки из десяти стихотворений Тютчева, которые им интересны для разбора. Потом складываю эти списки вместе и отбираю стихи, собравшие наибольшее число голосов. Мы вместе анализируем эти стихи на уроке. В этом году популярными оказались "Цицерон", "Silencium!" и "Я встретил вас..."
- Чем объяснить такой выбор? Они просто у детей на слуху?
- Для нынешних детей понятие "на слуху" практически не существует. Гораздо больше у них на слуху группа "Ленинград". Многие просто пользуются хрестоматией, там эти стихи обычно встречаются. Стихотворение "Silencium!" мы читали в восьмом классе, и, возможно, они реагируют на знакомое. Впрочем, кто-то действительно искренне хочет поговорить именно об этом стихотворении... И еще на уроке предлагается две темы, которые дети могут приготовить сами в качестве докладов. "Природа у Тютчева" и "Любовная лирика Тютчева".
- А наизусть стихи в классе читаются?
- Обязательно. Каждый из учеников за месяц должен прочесть наизусть три стихотворения Тютчева. Заключением этого тютчевского цикла является моя лекция о биографии Тютчева, о поэтике Тютчева, о писательском поведении Тютчева.
- Какие стихи чаще всего выбирают для чтения наизусть?
- Самой большой популярностью пользуются короткие стихи, восьмистишия.
- Вы успеваете коснуться тютчевских современников-поэтов?
- Тютчев у меня существует не как одинокая гора рядом с такой же горой Фетом и такой же горой Некрасовым, а в контексте программы "Поэзия второй половины ХIХ века", в которую входят Полонский, Алексей Константинович Толстой, Майков, Случевский, иногда это еще и поэты 1880-х годов - Апухтин, Надсон, Андреевский, Голенищев-Кутузов. Но, как правило, на последний этап не хватает времени и желания детей.
- А может быть, Тютчева вообще не стоит изучать в школе?
- Иннокентий Анненский назвал Тютчева "поэтом для немногих". Это очень верное определение, Тютчев всегда был "мелким шрифтом" - отчасти оттого, что был мало социален, отчасти оттого, что не понятен, и эта "слава для немногих" ему к лицу. Поэтому не надо стремиться из него сделать слишком уж изучаемого поэта. Дать представление о нем, показать, что такое тютчевский язык, тютчевская вселенная, очень даже хорошо. Но этого вполне достаточно. И чем меньше будет Тютчева в школе, тем лучше.
- А вообще поэзию, любую, современную, классическую ваши ученики сегодня читают (по собственному почину), любят, учат наизусть?
- Когда две недели назад об этом спросил их Алексей Алехин, главный редактор журнала "Арион", читавший у нас лекцию о современной поэзии, две трети класса ответили "да".
Интерпретация Тютчева - патент на профессионализм
Кандидат филологических наук, автор интеллектуального бестселлера "Бедный Жозеф" (в соавторстве с Натальей Самовер), специалист по русской классической поэзии Екатерина Эдуардовна Лямина ответила на мои вопросы о положении Тютчева в литературоведческой науке.
- Насколько Тютчев популярен у литведов?
- Изучение творчества и биографии Тютчева сегодня - дело не только почтенное (таковым оно оставалось всегда), но и статусное, и даже модное.
- В чем секрет тютчевской притягательности для ученых?
- Во-первых, Тютчев по складу личности очень близок к современным людям. Он напрочь лишен плавности, классичности, которыми в нашем представлении овеян XIX век - во всяком случае, первая его половина. Вот недоуменная реплика из дневника Жуковского 1838 г.: "Он горюет о жене, которая умерла мученическою смертью, а говорят, что он влюблен в Минхене". Это человек в высшей степени страстный, непостоянный, его буквально бросало от одного бурного увлечения к другому, вернее, Тютчев мог "вести" несколько интенсивнейших эмоциональных линий одновременно. Прибавим сюда амбициозность, интеллектуальный блеск, склонность к парадоксам, невротичность - получится феномен такой колоссальной сложности и притягательности, что, раз попытавшись к нему подступиться, многие коллеги уже не оставляют этих попыток.
- Что интересного было сделано в тютчеведении за последние годы?
- Вышла ценнейшая, во многом основанная на архивных источниках "Летопись жизни и творчества Тютчева" (руководитель проекта - Т.Г. Динесман). В 1999 году был выпущен первый том, вот-вот появится и второй.
- До недавнего времени политические взгляды Тютчева изучались очень выборочно, а сейчас?
- Тютчев - европеец, космополит - любопытно, что конференции этого юбилейного года прошли в Москве, Тарту, Мюнхене, Дели. При этом он очень много и по разным поводам размышлял о России, о ее месте в мире, и его суждения сейчас, быть может, актуальнее, чем в тютчевскую эпоху. Возможно, поэтому в последнее время проявился интерес к изучению его политологического и публицистического наследия.
Сосиски "Тютчев в Мюнхене"
Весь год на родине поэта в Брянской области и в его родном селе Овстуг продолжаются юбилейные торжества. Словом, как это и водится в дни юбилея, творчество очень сложного поэта популяризируется с невероятным напором. И, разумеется, ему не поддается. Недаром и сборников лирики Тютчева за последние годы выходило считанное число.
Язык поэзии переводят на доступный массам язык. Рассказывают, что с недавних пор в Брянске продаются сосиски "Тютчев в Мюнхене", запивать которые положено водкой "Тютчевъ" - производство ее, уже без всяких шуток, недавно освоил Брянскспиртпром. Тютчев вряд ли стал бы на это обижаться, "Все во мне и я во всем", - писал. Ну и хрестоматийное тоже - "в Россию можно только верить". Все навсегда решили, что это такой великий комплимент, а это ведь еще и боль, и ирония, горькая. Почти как водка.