Выбор наощупь

Накануне выборов ЦИК вел в обществе традиционную разъяснительную работу. Эти разъяснения были ориентированы на обычных, физически здоровых россиян. Но правом голоса в России обладают еще и инвалиды, в частности инвалиды по зрению, для которых общая процедура голосования практически неприемлема.

 

Только в Москве проживают 15 тысяч слепых инвалидов, а всего в России, по данным Всероссийского общества слепых, - 300 тысяч незрячих. И они отдают свои голоса "вслепую", доверившись сопровождающим, родственникам или просто незнакомым людям, которые согласятся помочь им на избирательном участке. Как рассказал "РГ" член ЦИК Василий Волков, нынешнее выборное законодательство предоставляет незрячим людям возможность реализовать свое конституционное право выбора. Пункт 10-й статьи 77-й Закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" гласит: "Избиратель, который не может самостоятельно расписаться в получении избирательных бюллетеней или заполнить бюллетени, вправе воспользоваться для этого помощью другого избирателя, не являющегося членом избирательной комиссии, зарегистрированным кандидатом, уполномоченным представителем или доверенным лицом политической партии или избирательного блока, зарегистрированного кандидата, наблюдателем".

Первая проблема, с которой сталкивается незрячий, принявший решение исполнить свой гражданский долг: добраться до избирательного участка. В большинстве случаев перед тем как выйти на улицу, незрячий сначала тщательно изучает маршрут движения на макете, потом несколько раз проходит его с помощником.

- Слепые люди в большинстве своем очень недоверчивы, - говорит Александр Машковский, председатель московской организации Всероссийского общества слепых. - Поэтому мало кто из них решится попросить незнакомца на улице помочь дойти до избирательного участка. Реально же их нет. На избирательные участки, как правило, приходят лишь те слепые, у кого есть помощник-поводырь или зрячие родственники, которые тоже имеют право зайти в кабинку для голосования. Паспортные данные "поводыря" сотрудники участковой избирательной комиссии фиксируют в списках избирателей.

Тот же избиратель, который не в состоянии самостоятельно добраться до места голосования, теоретически может вызвать к себе на дом представителей избиркома с переносной урной. Отказать ему не имеют права, но и заполнять бюллетень он должен при помощи родственников, знакомых или соседей. В крайнем случае роль ассистента при голосовании инвалидов могут исполнять сотрудники органов социальной защиты. Но мало кто приглашает представителей избирательного участка на дом. Слепые живут своим закрытым миром и больше других опасаются открывать двери незнакомцам. Ведь под благовидным предлогом в квартиру может проникнуть кто угодно.

По этой же причине агитаторы тоже редкие гости в квартирах слепых избирателей. Политическую обработку незрячих избирателей ведут в основном на специализированных предприятиях или в интернатах для слепых. Остальные зачастую остаются в полном неведении, так как не могут смотреть телевизор, читать газеты и редко слушают радио.

Наконец, Закон, по которому полноправный гражданин России не может исполнить свою гражданскую волю без посторонней помощи, противоречит конституционному принципу равенства. Для политкорректных и щепетильных по отношению к инвалидам американцев это, наверное, был бы самый важный довод в пользу изменения выборного законодательства и введения специальных бюллетеней. В России же гражданское общество еще не дошло до понимания столь тонких этических моментов. Хотя в некоторых странах СНГ, например в Украине, спецбюллетени - обычная практика.

С тем, что выборное законодательство России в части обеспечения избирательных прав инвалидов несовершенно, согласился и член ЦИК Василий Волков:

- Нужно признать, что сейчас инвалиды по зрению сталкиваются у нас с рядом проблем при реализации своих избирательных прав. Они не могут голосовать наравне со всеми, без посторонней помощи, используя только специальные бюллетени с выпуклым шрифтом. Таких бюллетеней у нас пока нет.

Бюллетени, напечатанные шрифтом Брайля, действительно могли бы решить проблему и уравнять в правах инвалидов с остальными россиянами.

Но никаких предложений в ЦИК ни от депутатов, ни от Всероссийского общества слепых пока не поступало. Да и у бюллетеней для слепых могут найтись здраво рассуждающие зрячие противники, которые с калькулятором в руках докажут, что дело это хлопотное, дорогостоящее и никак себя не оправдает.

В самом ЦИКе пока таких настроений нет:

- Мы, естественно, считаем наши затраты. Но в данном случае это не самое главное, - говорит Василий Волков. - Не нужно бояться затрат в вопросах реализации конституционных прав инвалидов. Они такие же граждане России, как и остальные.