10.12.2003 15:59
Поделиться

Владимир. История одного сопротивления

Кому закон не указ

О будущем строительстве в родном дворе люди узнали случайно из рекламы строительной фирмы в февральском номере городской газеты. Благоустроенный собственными руками двор с волейбольной площадкой - единственная радость жильцов двух кирпичных многоэтажек на Белоконской. Вблизи от домов проходит федеральная автомобильная трасса с нескончаемым потоком машин. С одного бока - неприглядный овраг, с другого - узкая городская дорога, по которой целый день выезжают на свои маршруты автобусы из автопарка. А в защищенном со всех сторон дворе кроме своих играют дети из многих соседних домов, не имеющих собственной придворовой территории. И вдруг такое известие. У стариков от расстройства поднялось давление, а возмутившаяся молодежь решила действовать.

Инициативная группа проштудировала строительные нормы и правила и выяснила: излишков, достаточных для возведения во дворе еще одного дома, попросту нет.

Испугались жильцы не только тесноты, но и темноты. В здешних домах солнце и так редкий гость. А что будет после того, как новая десятиэтажка встанет вплотную к их окнам? Согласно действующим нормативным актам, в наших северных широтах с 22 мая по 22 сентября каждому положено не менее 2,5 часов инсоляции, то есть естественного освещения и обогрева квартиры солнечными лучами. Впрочем, похоже, что изучением СНиПов и прочей проектно-сметной документации фирма, затеявшая стройку, себя не утруждала.

Стоит ли удивляться, что как только пошли слухи о строительстве, в обоих домах на Белоконской упала стоимость продаваемых квартир. Между тем положение о порядке участия граждан в обсуждении и принятии решений в области градостроительной деятельности на территории Владимира предусматривает и расчеты убытков, связанных с потерей изымаемого участка, и создание согласительной комиссии с целью защиты имущественных прав граждан.

Хождение по мукам

Перед тем как согласовывать строительство со всеми инстанциями, застройщики должны были выяснить мнение жителей. И выяснили! Из 183 жильцов дома 18 опросили только 100, а из 186 человек, проживающих в соседнем доме 16, лишь 105 жильцов. Большинство высказалось против, однако на бумаге несогласных оказалась только половина - процент посчитали от фактически проживающих.

Но больше всего председателя инициативной группы жильцов Светлану Антонову возмутил звонок из земельного комитета. "Где взять акты, по которым за домами закреплено право на пользование землей?" - вопрошали ее местные чиновники.

Выяснилось, что за домами 16 и 18 закреплено 16 тысяч квадратных метров территории. Почему бы и комитетчикам не удостовериться в этом, прежде чем отдавать чужую землю под новое строительство?

Похоже, чиновников больше беспокоила судьба владельцев будущего элитного дома на 45 квартир, чем шестисот человек, которым стройка ухудшала условия жизни. В ответ на письма участников "дворового сопротивления" одни официальные лица молчали, другие прислали отписки.

Депутаты, к которым страдальцы обращались неоднократно за помощью, тоже не проявляли особого энтузиазма. Но жильцам повезло: к тому времени в воздухе запахло выборами. Именные депутатские бланки, которыми сопровождался каждый запрос, помогли-таки людям пробить стену всеобщего равнодушия.

Куплю квартиру в новом доме

Чтобы изучить проблему глубже, две активистки - Светлана Антонова и Ольга Румянцева - сыграли роль покупательниц нового жилья в еще не возведенном доме.

В злополучной строительной фирме им предложили на выбор три варианта. Но доброжелатели предостерегли женщин:

- Ни в коем случае не покупайте в закладываемом доме на Белоконской. Тот дом по проекту не проходит. Будет стоять окно в окно с соседним зданием.

- А почему же тогда строите там? - удивились псевдопокупательницы.

Архитектор пояснил:

- Я посоветовал заказчику заложить дом в овраге, но это строительство обойдется дороже... Наше дело - найти в городе свободный участок, а задача застройщика - его пробить в инстанциях.

Жители улицы Белоконской со своей бедой не одиноки. Уплотнение в областном центре, где спортивных площадок в 10 раз меньше нормы, идет довольно активно. Как оправдываются власти, в городской казне нет денег на подготовку строительных площадок к продаже на открытых конкурсных торгах. Строительным фирмам осваивать "целинные" участки накладно. Дешевле подключиться к уже готовым коммуникациям. Старожилы, конечно, против уплотнения, тем более когда при этом нарушаются все действующие нормативы. Но, как цинично выражаются строители, "поорут, поорут, побегают с топорами и затихнут".

На Белоконской этот принцип впервые дал осечку. Каким образом удалось жителям микрорайона отстоять свои права?

Пошли на абордаж

- В подобных ситуациях людям, как правило, не хватает не только активности в отстаивании своих прав, но и элементарной бдительности, - говорят прошедшие огонь и воду в своем "дворовом сопротивлении" Милана Андреевна Павленко и Евгений Ильич Чернов. - Пока жильцы поймут, что у них во дворе развернулась стройка, строители уже успевают возвести 2 - 3 этажа. Тогда уже бороться бесполезно. Владельцу фирмы выгоднее заплатить штраф, чем отказаться от своих планов. Мы же начали действовать сразу же, как только узнали о строительстве.

Аргументов, которые собрала и предъявила на коллективном собрании 12 ноября инициативная группа, хватило, чтобы начальник управления архитектуры и строительства администрации областного центра Владимир Немков отменил свое прежнее решение.

Однако скоро только сказка сказывается... На следующий день должен был начаться демонтаж стройки. Вместо этого рабочие как ни в чем не бывало с помощью техники продолжали укреплять забор из железобетонных плит. Но вмешалась, видимо, сама судьба. При укреплении плит прорвали теплотрассу. Два дня жильцы в довершение прежних волнений сидели еще и без тепла, так как из-за мощного забора аварийные машины "Теплосервиса" не могли подъехать к теплотрассе. Наконец при поддержке "Теплосервиса" удалось заставить строителей ограждение разобрать.

Так борьба, продолжавшаяся 10 месяцев, закончилась победой жильцов. Другой вопрос, будет ли одержанная виктория окончательной и бесповоротной. Основания для сомнений есть. Руководитель строительной фирмы А. Свирский сказал ветеранам при личной встрече:

- Я вбухал сюда уже 500 тысяч и не намерен нести убытки. А на суды у меня денег хватит!..

Жильцы решили стоять до последнего: "Если власть нам не помогает, то пусть поможет адвокат". Собрали на него со своих пенсий 5 тысяч рублей и договорились: "Если потребуется, сложимся еще. Наше дело правое..."

Кстати

Когда этот материал готовился к печати, стало известно, что в соседнем регионе депутатами областной Государственной думы был принят закон о градостроительной деятельности на территории Ярославской области.

Хочется верить, что это положит конец многочисленным конфликтам между жителями Ярославля и застройщиками, пытающимися вписать свои комфортабельные коттеджи в маленькие дворики исторической части города. В качестве третейских судей при этом не раз привлекались и Госстрой РФ, и депутаты разных уровней.

Кстати, при обсуждении этого документа в областной думе впервые на официальном уровне прозвучало: за отвод земельных участков в центре Ярославля административные структуры города в обход всех законов берут солидные деньги...

Подписанный документ отныне определяет общественное обсуждение проекта застройки как обязательное, то есть дает право местному населению наложить запрет на новое строительство. Но он же и облегчает жизнь застройщикам: вместо согласования с десятками инстанций теперь будет действовать принцип "одного окна". Новый закон Ярославской области будет введен в действие поэтапно в течение двух лет.