- Когда музей выехал, иконы оставили на месте, - рассказывает настоятель Казанского собора протоиерей Павел Красноцветов. - Но потом стали писать письма с требованием демонтировать иконостас. В ответ мы попросили передать нам тогда вместо этих какие-нибудь другие иконы. Тем более они у них есть. Два шкафа где-то два на пять метров были в свое время заняты экспонатами XVII - XVIII веков из Казанского собора. Но музейные работники к своим экспонатам относятся очень ревностно и согласия на обмен не дали.
Пришлось обращаться за помощью к митрополиту и представителю Президента. И вот теперь дело вроде бы сдвинулось с мертвой точки. Как следует из письма первого заместителя министра культуры Натальи Дементьевой митрополиту Владимиру, министерство и музей против передачи икон "в безвозмездное пользование на определенный срок или на период существования религиозной организации" не возражают.
Значительно сложнее решается вопрос о передачи самого собора епархии. Решение об этом было первый раз принято еще в 1992 году. В 1999 году соглашение о переходе собора под церковную юрисдикцию в 2002 году (после выезда музея в новое здание) было подписано министром культуры, митрополитом и губернатором города. Музей выехал, однако документы о передаче так и не оформлены.
- Мы каждый год отправляем по нескольку писем в различные адреса, вплоть до Президента. Последний раз письма эти были подписаны Патриархом. Нам отвечают: вопрос будет решен в ближайшее время. И не передают, - говорит отец Павел. Возможно, проблема в том, что никак не могут решить, за чьим бюджетом оставить финансирование реставрации собора. Мы настаиваем, чтобы за Казанским собором оставили федеральный статус. Поскольку знаем: большинство храмов, переданных в ведение ГИОПа, реставрируются на собственные средства, не получая от государства ни копейки. С такими объемами финансирования мы не справимся. А ремонтировать собор надо, многие его части находятся в очень плохом состоянии. Поддерживать храм в нормальном состоянии - по нашим расчетам, на это потребуется 5 миллионов рублей в год - мы сможем. Но ремонт 1200 квадратных метров крыши стоит в три раза больше, а реставрация главной колоннады - раз в десять.
По словам настоятеля, если в этом году Министерство культуры выделило на работы по реконструкции Казанского собора деньги (последние 15 миллионов решено было дать именно сейчас, в конце года), то на 2004 год никаких средств, как следует из письма все той же госпожи Дементьевой, не запланировано.