В течение месяца в Белгороде по распоряжению мэра Василия Потрясаева проводился конкурс маршрутных пассажирских перевозок: руководители коммерческих транспортных компаний, желающих участвовать в перевозках граждан в будущем году, предоставляли в администрацию пакеты документов о техническом состоянии своих автомобилей, безаварийности работы водителей и предлагали набор услуг, которые обязались оказывать пассажирам.
Содержать муниципальный транспорт в Белгороде – как, впрочем, и везде – сегодня нелегко. Сейчас в себестоимость одной поездки в муниципальном автобусе составляет 5 рублей 73 копейки, в троллейбусе – 5 рублей 19 копеек. Среди пассажиров муниципального транспорта льготников – около 70 процентов от общего числа пассажиров. Поэтому льготный проезд в маршрутках нужен не только населению, но и муниципальным властям, рассчитывающим таким образом хоть частично разгрузить свой транспорт: в местных маршрутных такси льготные места для пассажиров изначально не предусматривались. Да и вообще, надо заметить, проблем с общественным транспортом в Белгороде – хоть отбавляй: на трассу выходили древние дребезжащие ПАЗики, водители которых совершенно не соблюдали никаких графиков движения. Но теперь все будет не так.
Как рассказал заместитель председателя комитета по транспорту и связи Белгорода Юрий Астахов, всего в конкурсе маршрутов по 7-ми так называемым лотам участвовали 5 перевозчиков. В итоге победу в конкурсе одержали четыре компании-перевозчика – и частники, и муниципалы. Все они уже давно бороздят городские маршруты. Теперь им предстоит заключить договоры – и работать дальше. Кстати, по условиям конкурса все машины-победители в ближайшее время произведут замену регистрационных знаков – с белых на желтые.
– Но в целом все участники серьезно подготовились к конкурсу, – пояснил Юрий Астахов, – перевозчиками было приобретено 120 новых автомобилей, на некоторых машинах по мере необходимости были заменены двигатели, двери, стекла, резина и обновлена экипировка салонов.
Также по итогам конкурса на трассах Белгорода сократилось и количество машин: так 62 автобуса было сняты с линий за различные неполадки и нарушения. Остальные – остались на трассах. Уменьшение количества машин, по словам Астахова, произошло по ряду объективных причин: не допускались к осуществлению пассажирских перевозок автобусы, срок эксплуатации которых более 15 лет, с левосторонним расположением дверей, не прошедшие в установленном порядке технический осмотр, а также переоборудованные без соответствующего разрешения.
Официально считается, что проведение подобных конкурсов имеет своей целью поднятие качества пассажирских перевозок. Частные перевозчики в Белгороде совершенно были не согласны с проведением каких бы то ни было конкурсов, ссылаясь на наличие у них лицензий российского стандарта, позволяющих заниматься пассажирскими перевозками. Но, как пояснил главный специалист отдела автодорожного транспорта Белгородской области Юрий Мороз, согласно Федеральному закону «О местном самоуправлении», каждый водитель в сфере общественного транспорта должен иметь кроме лицензии еще сертификат и договор с местной администрацией на право деятельности.
Но все это – дела технические. Самое главное – благодаря конкурсу пассажиры будут чувствовать себя комфортней. Даже на остановках: теперь перевозчики обязаны ездить строго по графику. Кроме того, в коммерческом транспорте появились бесплатные места: во всех многоместных маршрутках льготникам предоставляется шесть мест, в «ПАЗиках» – четыре, в маломестных «Газелях» – одно.
Законами РФ, законодательными и иными нормативными актами Белгородской области и города Белгорода право бесплатного проезда в белгородском муниципальном транспорте предоставлено для 46-ти категорий граждан. Теперь все они получили возможность воспользоваться своими законными правами.