16.12.2003 02:00
    Поделиться

    Арест диктатора

    Уже в ходе первого после поимки допроса Саддам Хусейн заявил, что у его страны не было оружия массового поражения. Об этом журналу "Тайм" сообщил сотрудник американской разведки, прочитавший протокол этого допроса. Материал публикуется на интернет-сайте издания.

    На вопрос, было ли у Ирака оружие массового поражения, Хусейн ответил: "Нет, конечно же, нет. США приснилось это, чтобы иметь повод начать против нас войну".

    Его спросили, как он себя чувствует после поимки. Бывший президент ответил, что ему  "грустно, потому что его народ угнетен".

    Источник журнала сообщил, что Хусейн не демонстрирует готовности к сотрудничеству и высказывает сомнение в том, что у него удастся вырвать важные показания. Однако власти надеются установить, удалось ли обезглавить сопротивление или же свергнутый президент "был просто идиотом, отсиживавшимся в дыре".

    В свою очередь министр обороны США Дональд Рамсфелд подтвердил, что пленник пока не предоставил США никакой важной разведывательной информации. "Пока он не продемонстрировал готовность к сотрудничеству в смысле разговора о чем-то подобном", - сказал глава Пентагона в интервью телекомпании Си-би-эс.

    Вместе с тем, по его словам, нельзя исключать, что Хусейн может позже решить сотрудничать с американцами. "Я думаю, что слишком рано предполагать, как он будет себя вести", - сказал министр.

    Что касается того, как проходило задержание бывшего иракского диктатора, то, по словам члена Временного управляющего совета Ирака Ахмед Чалаби, "у Саддама Хусейна была возможность покончить с собой непосредственно перед арестом, однако он сдался американцам". Одновременно министр иностранных дел в иракском переходном правительстве Хошияр Зибари обвинил экс-диктатора в "трусости". "Он сдался, не сделав ни единого выстрела: его интересовало только сохранение собственной жизни", - отметил Зибари.

    Между тем международное сообщество по-разному отреагировало на арест бывшего иракского лидера.

    Как заявил министр иностранных дел ФРГ Йошка Фишер, "поимка Саддама Хусейна даст возможность провести справедливый судебный процесс над жестоким диктатором". Вместе с тем Фишер указал на появление шанса прекращения террора в Ираке. Германский министр высказал также надежду на то, что "теперь может ускориться и процесс возвращения суверенитета над Ираком законным представителям этой страны".

    Федеральный канцлер Герхард Шредер поздравил президента США Джорджа Буша письмом. В документе, опубликованном федеральной пресс-службой, говорится, в частности, о "страданиях, причиненных диктатором собственному народу и всему региону".

    Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан приветствовал арест бывшего президента Ирака Саддама Хусейна, назвав это "важным событием". В коммюнике главы ООН говорится, что "Саддам Хусейн олицетворял собой прежний режим. Арест может придать новый импульс поиску мира и стабильности в Ираке на основе глобального прозрачного процесса". В документе подтверждается готовность ООН "сделать все возможное для оказания помощи иракцам, если они об этом попросят и если обстоятельства это позволят".

    Генеральный секретарь Лиги арабских государств Амр Муса на встрече с журналистами в Каире назвал это "важным событием, означающим, что с прежним иракским режимом полностью покончено".

    Руководство Ирана "очень радо" задержанию бывшего лидера Ирака Саддама Хусейна.

    "Он совершил многочисленные преступления, самым серьезным из которых было использование химического оружия не только против иракцев, но и против безоружного иранского народа",- заявил представитель иранского внешнеполитического ведомства.

    Иран тем не менее выступает против вмешательства США в дела Ирака, однако выразил удовлетворение в связи с падением режима Саддама Хусейна, которого Тегеран считает ответственным за развязывание ирано-иракской войны с 1980-го по 1988 год, унесшей жизни сотни тысяч иранцев.

    В то же время палестинские радикалы заявляют, что США дорого заплатят за арест Саддама Хусейна. "То, что делают США, отвратительно и достойно всяческого порицания, это вызов всем арабам и мусульманам", - заявил один из руководителей Движения исламского сопротивления ХАМАС Абдельазиз Рантиси. Он добавил, что "эта ошибка будет стоить им слишком дорого". Палестинский лидер Ясир Арафат и его кабинет министров пока никак не отреагировали на информацию о поимке С.Хусейна.

    Сопредседатель блока "Родина" Дмитрий Рогозин в интервью радиостанции "Эхо Москвы" заявил, что "арест Саддама Хусейна не окажет никакого воздействия на успокоение ситуации в Ираке".

    "Если американцы считают возможным это подать как какой-то их успех в Ираке, мне кажется, они явно перестараются", - сказал он. "Та партизанская, террористическая, диверсионная война, которая сегодня идет против американцев и других представителей оккупационных войск, уже не связана ни с какими саддамами хусейнами, бен ладенами и прочими аль-каидами. Это уже просто борьба с оккупантами и ведут ее разрозненные отряды иракской оппозиции", - заметил Рогозин.

    Бельгийская газета "Либр Бельжик" приводит мнение директора парижского Экспертного центра по арабским странам Антуана Басбу, который не склонен считать, что арест Хусейна сильно поубавит пыл антиамериканской вооруженной оппозиции в Ираке.

    "Чисто иракская составляющая этой вооруженной оппозиции сократится, потому что ее представители подавлены, не видя больше, за кого они должны сражаться", - сказал эксперт.

    "Зато наиболее радикально настроенные исламисты, а также ваххабиты будут продолжать посылать камикадзе", - предостерег Басбу.

    Аналогичного мнения придерживается Антуан Стейф, директор издающегося в Париже авторитетного журнала "Тетради Востока".

    "Внутри сопротивления коалиции было два полюса. Первый - активный, состоящий из суннитов, не принимавших оккупацию страны, и другой - из представителей партии Баас, у которых было время для реорганизации. Можно допустить, что первый полюс может быть повержен, но второй, обладая оружием и деньгами, может попытаться отомстить за своего лидера", - полагает эксперт.

    Поделиться