Три налога

НДС

Законом N 163-ФЗ дополнен пункт 4 статьи 174 Налогового кодекса (НК РФ), где предусмотрены сроки уплаты НДС. Сейчас большинство налогоплательщиков перечисляют налог один раз в месяц - не позднее 20-го числа месяца, следующего за тем, когда начислен налог. Те же, у кого выручка за месяц, определенная без НДС, не превышает 1 000 000 рублей, вправе платить НДС раз в квартал - в течение 20 дней после окончания квартала, за который посчитан налог. Но с 1 января 2004 года вводится еще один срок уплаты НДС - для налоговых агентов, удерживающих налоги с иностранных партнеров.

Прежде чем говорить об этом сроке, разберемся - кто такой налоговый агент. Им может оказаться любая российская организация или предприниматель, если она оплатит работу или услугу иностранной компании, не зарегистрированной в одной из российских налоговых инспекций. Если такой иностранец торгует товарами, которые находятся в России, то, покупая их, вы также становитесь налоговым агентом.

Это значит, что зарубежному партнеру надо перечислить не все его деньги, а сумму, уменьшенную на НДС (п. 1 ст. 161 НК РФ). К примеру, если стоимость услуг составляет 59 000 долларов, а НДС - 18 процентов (основная ставка налога на 2004 год), то вы платите 50 000 долларов (59 000 USD: (100% + 18%) х 18%) контрагенту, а еще 9000 долларов (59 000 - 50 000) - вносите в бюджет. Налог, удержанный со стоимости работ и услуг, следует перечислить в тот же день, когда вы рассчитаетесь с иностранцем. Причем если вы ему платите с расчетного счета, то ваш банк не перечислит средства иностранцу, пока не увидит "налоговую" платежку. Если же вы удержали налог со стоимости товаров, то здесь остался прежний порядок расчетов - НДС перечисляется до 20-го числа месяца (квартала), следующего за тем, когда он начислен.

То, что введены разные дни уплаты "иностранного" НДС, конечно, неудобно, но не столь "смертельно", как изменения в расчете налога на прибыль.

Налог на прибыль

Статьей 3 Закона N 163-ФЗ исправлен десятый абзац статьи 2 Федерального закона от 6 августа 2001 г. N 110-ФЗ, где говорится об инвестиционных льготах по налогу на прибыль. Их можно применять до 1 января 2004 года, раньше же такого ограничения не было.

Чтобы понять суть изменений, надо немного вспомнить историю. Инвестиционные льготы заключались в том, что если фирма развивала новое производство на территории области, республики или края, то региональные власти могли снижать ставку налога на прибыль, зачисляемого в свой бюджет. Величину льготы и сумму инвестиций, при которой она предоставляется, определяли губернаторы.

Поблажки для инвесторов были предусмотрены в Законе о налоге на прибыль, который перестал действовать с 2002 года. Но тем, кто оформил инвестиционные льготы до 1 июля 2001 года, разрешили ими пользоваться в течение всего срока, на который они были предоставлены. Если же он не был определен, то льготы позволялось применять, пока не закончится планируемый срок окупаемости нового проекта (но не более трех лет со дня получения льгот). Поэтому многие налогоплательщики (в том числе крупнейшие) платили налог на прибыль по пониженным ставкам, что очень не нравилось чиновникам, особенно представителям Минфина России. По их инициативе и была введена поправка, о которой мы говорим, но полагаем, что от этого изменения закона налоговые поступления возрастут незначительно. Дело в том, что большинство инвесторов продолжат применять льготы и будут правы, поскольку их "привилегии" защищены пунктом 1 статьи 5 НК РФ. Там сказано, что если закон не улучшает положения налогоплательщика, то он начинает действовать после того, как выполнены сразу два условия. Первое - изменения применяются только с начала нового налогового периода, который по налогу на прибыль составляет год (п. 1 ст. 285 НК РФ). Вроде бы новый закон можно вводить с 1 января 2004 года. Но мешает второе условие - со дня официальной публикации закона до того, как он начнет действовать, должен пройти месяц. Этот срок закончится только в середине января, когда уже начнется новый налоговый период. И выходит, что до 31 декабря 2004 года налог на прибыль можно считать по-старому, с использованием инвестиционных льгот.

Надо сказать, что статья 5 НК РФ, дающая время на то, чтобы подготовиться к неприятным изменениям, одна из самых "нелюбимых" законодателями. Она постоянно нарушается, и каждый раз налоговики пытаются оштрафовать тех, кто не применяет новые нормы, ссылаясь на пятую статью. Так будет и в этот раз. Но мы считаем, что в 2004 году плательщикам можно работать по старому законодательству, так как они смогут отстоять свою правоту в суде. Ведь Высший арбитражный суд РФ уже не раз поддерживал организации в подобных спорах (см. решение ВАС РФ от 14 мая 2003 г. N 2742/03 или постановление Президиума ВАС РФ от 2 сентября 2003 г. N 3562/03). А ряд предприятий сможет и дольше применять инвестиционные льготы, поскольку зачастую сроки их использования определялись в договорах налогоплательщиков и администраций регионов. Отменив такие льготы с 2004 года, законодатель фактически нарушает ранее заключенные соглашения государства и плательщиков. Иначе говоря, Законом N 163-ФЗ "задним числом" ухудшено положение фирм, что противоречит статье 57 Конституции и пункту 2 статьи 5 Налогового кодекса. На недопустимость подобных изменений указывал не только ВАС РФ, но и Конституционный суд (см., к примеру, определение КС РФ от 5 июля 2002 г. N 203-О).

Теперь от налога на прибыль перейдем к НДФЛ. На первый взгляд тем, кто платит этот налог, государство помогло. На самом деле права налогоплательщиков также нарушены. Но об этом в следующем номере.