16.12.2003 03:20
    Поделиться

    Историческая неразбериха

    А пока школьные учебники становятся объектом столкновений - как в образовательном бизнесе, так и в идеологии.

    В Астрахани издательство государственного университета выпустило хрестоматию "Современная русская литература" (1985-1995 гг.), которая буквально взорвала местную общественность и вылилась в дискуссию на страницах столичной прессы. Провинциальный литератор Юрий Щербаков пишет: "Чем возмущены граждане? Тем, что составители поместили в хрестоматию порнографический рассказ Владимира Сорокина "Свободный урок", другие мерзостные отрывки и цитаты".

    Родителям вкус составителей явно не понравился. И, надо отдать должное, критика была услышана. А вот профессор Астраханского госуниверситета Г. Исаев, напротив, считает свое детище полезным для молодежи: "В целом хрестоматия оригинальная, продвинутая, и думаю, что через 50-100 лет ее будут воспринимать как заметную веху в освобождении астраханского менталитета от догм прошедших эпох. А от них надо освобождаться".

    На финише года произошло сразу несколько событий, связанных с радикальным изменением ситуации на рынке учебников. На заседании президиума Федерального экспертного совета по учебникам министр образования Владимир Филиппов выступил за то, чтобы оставить лишь список учебников, который утверждается Федеральным экспертным советом. Хороша или плоха практика оценивания учебником этим советом - об этом можно спорить. Но если учебник попадает в школу в обход установленных правил - зачем тогда вообще устанавливать правила?

    Решение прокомментировал генеральный директор издательства "Просвещение" Александр Кондаков: "Прямое и неприкрытое лоббирование чиновниками тех или иных учебников будет теперь затруднено. Восторжествовал рыночный механизм - в противовес чиновничьему произволу. Ни для кого не секрет, что Федеральный экспертный совет не смог стать препятствием для проникновения в школу негодных учебников".

    Отношения государства и школы наконец-то достигли того уровня, когда стало очевидно, что эффективных механизмов регулирования качества учебников у государства нет.

    - Государство должно не вторгаться в деятельность рынка, а контролировать качество образования, - развивает свою мысль гендиректор "Просвещения". - Оно должно принять меры, чтобы минимизировать цены на образовательную продукцию. Сделать это можно так: просчитать себестоимость учебников и выставить шкалу ограничителей для тех недобросовестных издательств, которые получают сверхприбыли на том, что наши дети сегодня не имеют учебной литературы.

    В издательствах считают, что министр наконец-то решился на открытое противостояние со своим аппаратом. Ведь, как следует из оценки А. Кондакова, который много лет проработал заместителем министра образования России, именно через министерский аппарат учебники, не пропущенные ФЭСом, попадали в школу.

    Одновременно разворачивается и другая история. Учебник "Отечественная история XX века" для 10-11 классов Игоря Долуцкого подвергся резкой критике министра образования Владимира Филиппова, который пообещал снять с него министерский гриф.

    А недавно и сам Президент призвал к тому, чтобы в учебниках была только историческая правда, а не вымысел.

    На государстве лежит ответственность за качество учебников. Но не чиновники, а эксперты по заказу государства должны выносить свой вердикт тому или иному учебнику. Государство должно заботиться не о содержании учебников, а о том, как создать механизм объективной оценки их содержания. Дело власти - заботиться об учительской зарплате, ремонте школ и противопожарной безопасности. А с учебниками профессиональное сообщество и само разберется.

    Поделиться