Впервые железнодорожное сообщение Калининграда с немецкой столицей было установлено десять лет назад (и тогда, говорят, на берлинском вокзале сняли табличку, висевшую с 1945 года: "Поезд Берлин-Кенигсберг временно отменен"). Чтобы пустить новый поезд, пришлось тогда "реанимировать" довоенную немецкую колею, а часть современной переложить: европейская железнодорожная колея более узкая, чем российская.
Однако в 2000 году берлинский поезд был отменен по инициативе польских железных дорог. Официальным объяснением являлась невыгодность маршрута: прицепной вагон до Берлина приходил практически пустой, а основными пассажирами поезда были калининградские контрабандисты, которые ехали со спрятанным в обшивке вагона товаром буквально до первой остановки в Польше.
Решение о возобновлении маршрута было принято в сентябре этого года во время саммита Президента РФ и канцлера Германии. В Калининград были поставлены специальные вагоны европейского класса, а руководство железной дороги спешно начало обучать проводников немецкому языку.
Теперь до Гдыни можно доехать в мягком кресле, посмотреть телевизор. Однако спрятать контрабандный товар особо некуда: все полки открытые и система видеонаблюдения в вагонах имеется. Два спальных вагона до Берлина также существенно отличаются от ранее курсировавших. В двух-трехместных купе имеются умывальники и ниша для одежды. В одной из туалетных комнат вагона находится даже душ для желающих освежиться. Пассажиры обеспечиваются горячим питанием: его стоимость уже входит в цену билета, которая, в зависимости от класса купе, колеблется между двумя и тремя тысячами рублей.
По информации пресс-службы Калининградской железной дороги, за первую неделю продажи билетов на новый поезд было оформлено около 60 проездных документов и заявок на бронирование мест. Интерес к маршруту проявили немецкие туристические фирмы, так что есть надежда на стабильный пассажиропоток. Кстати, первоначально планировалось запустить на Берлин один вагон, но, учитывая спрос на билеты, пришлось подготовить два. Курсировать они будут ежедневно, время в пути - около 15 часов. А в перспективе, возможно, появится фирменный поезд. И в этом может помочь самая высокая политика - если договоренности глав государств об облегчении визового режима для россиян реализуются на практике, берлинское направление станет еще доступнее.