17.12.2003 02:00
    Поделиться

    Печальный улов

    Эти страшные цифры прозвучали на межведомственном совещании "О состоянии производственного травматизма и профессиональной заболеваемости на предприятиях рыбохозяйственного комплекса Приморского края и мерах по их предупреждениям", прошедшем в администрации края.

    Работники государственной инспекции труда, заместитель главного санитарного врача края, представители пожарной охраны и многие другие специалисты, занимающиеся вопросами травматизма, не отрицали, что в прозвучавшей статистике есть и доля вины чиновников.

    Дело в том, что новая упрощенная система квотирования, принятая Правительством 20 ноября этого года, не учитывает при выдаче разрешений на вылов рыбы такие показатели предприятия, как уровень смертности, травматизма и профзаболеваний на них.

    По данным департамента рыбного хозяйства края, за девять месяцев текущего года в Приморье по различным причинам погибли на производстве 9 моряков, 15 человек получили на рабочем месте тяжелые увечья и травмы, 63 человека "заработали" серьезные профессиональные заболевания.

    Число погибших рыбаков на самом деле в несколько раз превышает официальные данные.

    Сейчас очень легко открыть свою компанию по добыче и обработке рыбы, не обладая для этого даже достаточными знаниями в области управления и рыбного хозяйства. Во многих компаниях-однодневках, занимающих львиную долю рыбного бизнеса Приморья, как это ни смешно звучит, весь руководящий состав состоит из двух человек - генерального директора и его жены - бухгалтера. Последствия этого, как правило, бывают печальными: море не терпит дилетантов, а невнимательное отношение к техническому обеспечению судов ведет к повышенному травматизму моряков.

    Но самое большое беспокойство причиняют специалистам фирмы-представители зарубежных компаний, нанимающих наших рыбаков работать под чужими флагами за границу. Эти люди не только не обеспечивают своих работников социальными гарантиями (больничный, компенсация за полученную травму и т.д.), но не гарантируют морякам даже элементарную безопасность.

    Еще одна из важнейших причин - плохое техническое состояние судов. Каждое десятое судно старше 20 лет. По советским нормативным документам их списывали, по новым же законам древние механизмы продолжают трудиться, грозя в любую минуту разрушиться под ногами у моряков.

    Если ко всем этим "прелестям" приплюсовать низкую дисциплину среди сотрудников, недостаточное финансирование профилактических и капитальных ремонтных работ оборудования и давным-давно устаревшие нормативно-правовые документы по охране труда, стоит ли удивляться, почему специалисты всех отраслей сегодня забили тревогу?

    Рыбаки сейчас похожи на лабораторных мышей. Работают в тяжелых бытовых условиях, почти на сухом пайке. "Морское" меню, как показывают проверки, в основном макароны и низкокачественная тушенка дышат душным, затхлым воздухом: 800(!) судов в Приморье не укомплектованы приборами для снятия проб воздуха в закрытых, плохо вентилируемых помещениях. Многие моряки страдают заболеваниями сердца (81,8 процента всех заболеваний) и опорно-двигательного аппарата.

    Но даже лечиться себе не позволяет моряк. С одной стороны, нечем будет кормить семью, если ты не пройдешь медкомиссию, а потому ее заключения частенько подделывают нечистые на руку медработники. С другой - лечиться многим работникам рыбной отрасли сейчас просто негде. Рыбацкие фирмы не утруждают себя заключением договоров с лечебно-профилактическими учреждениями на обслуживание своих работников.

    Всего лишь 23 рыбодобывающих компании из 250 предприятий рыбной отрасли Приморья заключили договор с больницами.

    Подобное легкомысленное отношение ничего, кроме вреда, не приносит. По данным регионального отделения Фонда социального страхования РФ, в ходе расследований несчастных случаев на производстве частенько выясняется, что пострадавшие уже имели инвалидность, но продолжали работать в море.

    Поэтому вопрос о том, кто виноват в травмах и профзаболеваниях в большей степени - сами моряки или их работодатели понять сложно. Ясно только одно: за смерть или полученную сотрудником в море травму руководитель предприятия ответственности все равно не понесет. Очень уж трудно по российским законам довести дела по нарушениям техники безопасности до суда.

    Но участники совещания не теряют надежды исправить цифры грустной статистики. Специальная комиссия должна создать новую нормативную правовую базу, ввести обязательное страхование работников предприятий, разработать систему обучения технике безопасности и провести государственную экспертизу условий труда в рыбной отрасли.

    - Число погибших рыбаков и моряков на самом деле в несколько раз превышает официальные данные, - говорит исполняющий обязанности президента ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморского края Петр Чуркин. - Много людей гибнет на браконьерских судах, особенно в районе Курил. О том, каково на самом деле число умерших, не узнает никто. И введение механизма экономической заинтересованности работодателей, то есть лишение квот на добычу рыбы за высокий уровень смертности или травматизма на предприятии, здесь не поможет. Письмо в Госкомрыболовство, направленное местными чиновниками, - тоже.

    Назрели коренные изменения в федеральном законодательстве. Надзор в плане охраны труда за руководителями рыбных предприятий должен быть со стороны Правительства, Госдумы. При том закон по рыбакам должны разрабатывать сами рыбаки, а не только чиновники рыбных ведомств.

    Поделиться