Говоря о неточных экономических прогнозах, глава Счетной палаты сетует: теперь ясно, что рост ВВП России в этом году составит 6,6-6,7 процента. Прогноз же в начале года был другим - 4,5, потом его увеличили до 4,6, потом - до 5,9 и наконец только в ноябре дали прогноз в 6,6 процента. Степашин, таким образом, напомнил о коллизии с "цифирками", когда Минэкономразвития, главный прогнозист, упорно не хотел выдавать на-гора "амбициозный" (читай - "высокий") прогноз. В Минэкономразвития поясняли, что экономический рост зависит от цен на нефть, так что лучше подстраховаться. Уже тогда чиновников-экономистов заподозрили в желании запланировать поменьше, чтобы потом "план перевыполнить" и стяжать лавры. Теперь Степашин упрекает авторов прогноза, что из-за его неточности неточным получился и бюджет.
Недели за две до выступления Степашина министр экономического развития и торговли Герман Греф, будучи в Кремле, уже имел случай узнать, что прогнозировать надо точнее. Президент спросил у него, каков будет в этом году уровень инфляции. Греф стал рассказывать, какие факторы на него влияют. Президент, прервав министра, попросил просто назвать цифру - "а то никто ничего не понимает". Поскольку этот чисто рабочий эпизод показали в телевизионных новостях, наблюдатели отнеслись к нему очень серьезно. Эпоха осторожных цифр и "учета множества факторов", говорят они, прошла: теперь надо говорить четко и уверенно, как это и привыкли делать силовики.
В самом Минэкономразвития очередную выволочку, как и предыдущую, встретили без паники. Как пояснил корреспонденту "РГ" высокопоставленный собеседник в министерстве, "в деле прогнозов и в самом деле царит полный бардак. Формально прогнозы в этой стране выдаем мы и Госкомстат, но на практике прогнозирует всякий, кому не лень. Если Степашин имел в виду, что тут надо навести порядок - мы только "за". Между тем Степашин пообещал, что в 2004 году Счетная палата "изучит вопрос об эффективности и достоверности макропрогнозирования со стороны Правительства". Звучит многообещающе.
Еще интереснее пассаж о бюджетном профиците, сохранение которого оппоненты считают с некоторых пор "консервативной", то есть устаревшей, политикой. Задачи профицита - выплата внешнего долга, а также использование "лишних" денег - уже решены. Теперь можно сэкономленные деньги направить на развитие экономики. В этой связи трудно не заметить, что сохранение профицитного бюджета является едва ли не главным козырем нынешней экономической команды, тогда как иные "оппозиционные" политические партии в своих программах активно призывали к отказу от профицита. Факт крайне примечательный.
Интересен и пассаж о налогах - должен делаться упор на природную ренту и имущество, тогда как труд и основной капитал надо освобождать от излишнего налогообложения. С этой целью, в частности, надо активнее проверить недра - кто что бурит, чтобы брать более обоснованные налоги за добычу полезных ископаемых. В целом задача такова: повысить налоговую нагрузку на сырьевой сектор, сняв ее с перерабатывающей промышленности.
Трудно сказать, какую реакцию вызовут такие призывы, но то, что глава Счетной палаты начал выполнять свое обещание (не просто контролировать, как расходуются казенные деньги, а "работать с опережением"), - факт.