У нас в стране говорят в таких случаях: кому щи пусты, а кому бисер мелок (не знаю даже, справятся ли наши синхронные переводчики).
Меня попросили назвать несколько причин, почему в России проект "электронного правительства" может провалиться. Я назову лишь десять из них.
1. Проектное задание писали большемозглые реформаторы. Они хотели как лучше, а получилось как всегда. Сегодня мы и они на ходу проект переписываем.
2. Мы опоздали с началом лет на пять. Может, на десять. Говорят, было не до того.
3. Некоторые считают, что и сейчас не до того. Надо кормить, учить и лечить, а еще защищать, а мы - с глупостями. Таким невдомек, что без информационно-коммуникационных технологий этих задач не решить.
4. Административная реформа не завершена. "Как же можно реформировать реформирующееся?", считают некоторые. Ну что ж, подождем еще лет пять. Или десять. Или полвека. Будет ли к тому времени что реформировать?
5. Нам нужно все построить, имея 20 процентов финансирования.
6. Даже эти 20 процентов - большие деньги, говорят нам. Поэтому надо учесть еще 100 дополнительных проектов. А еще лучше, все проекты, в которых встречаются слова "компьютер", "связь" или "интернет". Если непонятно пятое, то смотри десятое.
7. Нас торопят. Некоторые министерства и регионы обогнали другие. Лидерам скучно, отстающие или запутались, или завидуют. Во всем винят школу, но помочь учителям не хотят.
8. Программа рассчитана на девять лет ("Электронная Россия на период 2002-2010 гг."), а результат нужен сегодня, на второй год. В зале есть беременные женщины? Они лучше других могут оценить мой черный юмор.
9. Выявлен и изобличен главный враг - бюрократ. Тот самый гоголевский Акакий Акакиевич, у которого все достояние - шинель. Шинель отобрать, ставку сократить. Некем будет реформировать? Об этом будем думать потом. На Западе, где и сервисное государство построено, и "электронное правительство" действует, чиновников в процентном отношении в три раза больше, чем в России? Запад нам не указ.
И, наконец, самое главное. Об успехах или неуспехах "электронного правительства" России можно будет судить тогда, когда мы решим пять ключевых задач.
Дадим людям электричество. Не стране, а людям, не в Москве и Санкт-Петербурге, а на Камчатке и в дальней деревне.
Создадим сеть, инфраструктуру. Не только вдоль железных дорог, но и в эвенкийских поселках, в Чечне и на Диксоне.
Предоставим возможность выхода в Сеть. В школах, библиотеках, в почтовых отделениях. Если лишь 7 процентов граждан имеют выход в Сеть, то "электронное правительство" управляет семью процентами своих граждан.
Создадим сервисы для граждан, получивших доступ в Сеть. Если и справку получить, и за свет заплатить, и пенсию оформить можно будет в одном окошке, потерпим, что там не злыдня издерганная сидит, а экран компьютера светится.
И, наконец, надо самих граждан учить. И Акакиев Акакиевичей, и Марьиванн из поселковой школы, и ребятню из хуторка в степи, и пресловутую "бабу Маню" - безымянную героиню социологических опросов.
В заключение хочу сказать следующее. Мы решим эти пять непростых задач. Иначе грош нам цена.
А решив, все вместе прикинем на глазок, что выиграла страна, получив грамотных солдат и воспитанных милиционеров; незаметных вышколенных чиновников и молодых ученых, не бегущих из страны как черт от ладана; тороватых купцов и могучих промышленников, не ездящих в заморский футбол играть. Мы и лапту олимпийским видом спорта сделать можем, национальная самобытность это по-научному называется.
Не думаю, что в ООН считают по-другому. Или там есть свои большемозглые?
Тогда можно будет порассуждать, было ли то, что мы строили, "электронным правительством", или просто разумным правительством, использовавшим преимущества информационно-коммуникационных технологий.