В Железногорске на ГХК полным ходом идет строительство "сухого" хранилища камерного типа для отработавшего ядерного топлива. Первая очередь будет введена в эксплуатацию в 2005 году. Мощности рассчитаны на хранение 8 тыс тонн ОЯТ от отечественных реакторов ВВЭР-1000, РМБК-1000 и реакторов зарубежных АЭС. Стоимость проекта оценивается чуть более четырех миллиардов рублей.
Железногорские власти утверждают, что хранилище не представляет угрозы для окружающих. Как заявил председатель Городского совета Железногорска Олег Боков, "мы рассматриваем хранилище ОЯТ не как ядерную помойку, а как склад перспективного топлива". Дело в том, что ядерное топливо в реакторах меняют после его пяти процентов выработки. Остальные 95 считаются отходами. Но на самом деле это такое же топливо, только его необходимо очистить. Пока очистка ОЯТ обходиться несколько дороже, чем свежее топливо. Но лет через 20 за него возьмутся всерьез.
Между тем за последние несколько лет на Железногорский ГХК комбинат пришло несколько эшелонов ОЯТ. Главным образом с Хмельницкой (Украина) и
Балаковской АЭС (Россия). В ближайшее время ожидается прибытие эшелона с отработанным ядерным топливом из Болгарии. Кстати говоря, с украинцами до конца не урегулированы проблемы по оплате хранения отходов. Ранее предполагалось, что в 2003 году поступит три-четыре эшелона из Украины. На данный момент прибыло два состава с ОЯТ. Однако Украина до сих пор не решила с Россией проблему погашения долга за хранение топлива. Переговоры идут тяжело. Отправив на Железногорский ГХК два эшелона с ОЯТ, Украина сняла критическую ситуацию с наполнением собственных хранилищ. Теперь эта страна получила возможность даже выдвигать некоторые условия погашения долга. Долг Украины достигает 9,5 миллиона долларов.
Местные "зеленые" неоднократно проводили акции протеста против ввоза ядерного топлива в Красноярский край. Несколько раз они проникали на территорию ГХК. Впрочем, краевые власти настроены иначе. Они не считают, что ввод хранилища ОЯТ является угрозой. В этом отношении в краевой администрации превалирует сугубо практический подход. Главное - увеличение доходов бюджета. Делать какие-либо официальные заявления на эту тему они избегают. Заместитель председателя Законодательного собрания Красноярского края Анатолий Ромашов считает, что ввоз топлива никоим образом не влияет на радиационную или экологическую обстановку в крае. Ситуация давно "устаканилась", и информация о прибытии очередного эшелона в край не вызывает бурных эмоций. В то же время несколько лет назад на борьбе с "превращением края в ядерную помойку" строили свои предвыборные платформы СПС, КПРФ и "Яблоко". Да и трагически погибший губернатор Александр Лебедь
в период предвыборной компании выступал против строительства хранилища в ОЯТ. Однако затем он резко сменил свою позицию. Именно при нем в край прибыли первые эшелоны из Болгарии и Венгрии. Не прекращались поставки и с российских АЭС.