18.12.2003 01:00
    Поделиться

    Хрестоматия без глянца

    Речь - об антологии "Шедевры русской литературы ХХ века", первый том которой вышел в издательско-полиграфическом центре "Глобус". В научно-редакционный совет издания входят девять академиков и членов-корреспондентов РАН, в состав попечительского совета - первая леди России Людмила Путина, государственные и общественные деятели. В основе новаторского замысла издания лежит научный принцип, подаренный отечественной культуре академиком Дмитрием Лихачевым, который по праву поименован председателем научно-редакционного совета антологии, к сожалению, посмертно. Принцип этот, подкрепленный не только трудами, но и всей жизнью Дмитрия Сергеевича, вобравшей в себя все главные события отечественной истории ХХ века, состоит в понимании культуры не как прогресса, а как накопления. На первый взгляд - просто, а в сущности - открытие. Достойным продолжателем дела Д. Лихачева, воплощающим замысел в жизнь, стал видный русский ученый П. Николаев. Стоит назвать одну из его последних работ - "Культура как фактор национальной безопасности" (не говоря уже о крупнейшем шеститомном словаре "Русские писатели двадцатого века" и других столь же масштабных изданиях), чтобы укрепить в надеждах на подлинно научный и творческий характер издания. Содержательное и эстетическое родство включенных в антологию произведений убеждает в законе преемственности и единства национальной и мировой культур вне зависимости от того, сколько произведений останется за хрестоматийными рамками. Важно руководствоваться именно эстетическими, а не идеологическими соображениями.

    В первом томе мы находим самое представительное собрание так называемой "деревенской" прозы, небольшое количество рассказов революционной и военной тематики. Основательно представлена так называемая "лагерная" проза - одна из самых болезненных и долго замалчиваемых страниц русского ХХ века.

    Новая антология начала свой путь. И не только как собрание отобранных с вершины прошедшего века ярчайших творений отечественной словесности, но и как первый по-настоящему свободный взгляд на русскую литературу, выстраданный за минувший век. Недаром Русская геральдическая коллегия впервые присвоила новой антологии герб - как знак самобытности и преемственности русской культуры.

    Поделиться