18.12.2003 01:20
    Поделиться

    Будущее парламентаризма

    Вчера судьбу партий и их верных партийцев в 2004 году обсуждали эксперты. По мнению большинства из них, думские выборы-2003 открыли новую эпоху российского парламентаризма, в основе которого на первом этапе становления лежал идеологический треугольник в лице левотрадиционализма, западнического либерализма и протестного национал-государственничества. Теперь, по словам члена исполкома "Горбачев-фонда" Виктора Кувалдина, мы пришли к полуторапартийной системе, которая несет в себе большую угрозу.

    Более конкретные итоги подвел президент фонда "Политика" Вячеслав Никонов. 7 декабря провалились те силы, которые больше остальных соответствовали понятию "партия", в то время как победители таковыми не являются, считает он. Происходящая реструктуризация политического поля может привести к уходу с политической арены ряда игроков - в первую очередь Геннадия Зюганова. Если лидеры правых вроде бы готовы передать свое детище потенциальным преемникам, то в Коммунистической партии выбор стоит между ортодоксальным коммунизмом и социал-демократией. Тот курс, который реализует Зюганов, после президентских выборов приведет к его политической гибели, если, конечно, он пойдет на очередное поражение, утверждает Никонов. Не случайно в стане КПРФ назревает раскол, который может привести к появлению очередной "Родины".

    У правых же есть отличный шанс в 2007 году вновь пройти в Государственную Думу, но для этого крайне необходимо создать новую партию на базе СПС, "Яблока" и других демократических партий, найти единого кандидата и выдвинуть его на президентские выборы. Хотя существует и другая точка зрения. Ввиду того, что переговоры между правыми идут вяло, а сроки поджимают, требуется образовать некий блок и, проигнорировав президентскую кампанию, "обкатать" новое объединение на региональных выборах. Если этот демарш удастся, то в этом случае можно смело идти в Думу, в Совет Федерации и Аппарат полномочных представителей Президента.

    Последний тезис основывается на возможном крахе единого правого кандидата на мартовских выборах. Однако четыре года - срок достаточно большой. Если не засветиться в следующем году, можно вообще оказаться забытым избирателями.

    В ситуации, когда оба политических фланга провалились, опасения у экспертов вызывает именно возвышение пропрезидентского центра. Кувалдин призывает посмотреть трезво на "Единую Россию": "Партия создавалась для подстраховки суперпрезидентской республики, которую мы наблюдаем в стране". Причем новая российская государственность - образование куда более хрупкое, чем даже Советский Союз. Появление доминирующей партии не лишено изъянов. По мнению Кувалдина, это приведет к тому, что все будет вращаться вокруг одной партии, будет формироваться "приятельский капитализм", а кончится все усилением коррупции и в конце концов политическим застоем.

    Существует несколько вариантов дальнейшего развития отечественного парламентаризма. Прежде всего - переход к двупартийной системе. Второй вариант - сознательное укрепление оппозиции и поддержка независимых СМИ.

    В сложившихся условиях историческая миссия второго срока Президента Путина заключается не в удвоении ВВП, а в становлении прочных основ российской государственности, и в первую очередь разгрузки института суперпрезидентства, считают эксперты. Как это ни парадоксально, в этом деле Путину может помочь сформировавшееся думское большинство. Если раньше проведение непопулярных реформ и идей сталкивалось с противодействием левой оппозиции, то теперь путь абсолютно свободен. Вопрос в том, захочет ли Президент стать основоположником функциональной политической системы или же пропрезидентский центр постарается сохранить полупартийный строй.

    Поделиться