18.12.2003 01:15
    Поделиться

    Если бы только взятки

    Подношения - не единственный аргумент в диалоге с властью

    Неискушенному наблюдателю может показаться, что диалог бизнеса и власти похож на нескончаемую песню акына: что вижу, то пою. Появилась проблема - обсудили. А потом притихли до новой встряски, которую, как правило, устраивает сама власть. Последний такой всплеск произошел в связи с "делом "ЮКОСа". Но это лишь парадная сторона дела, когда на линии противостояния - первые лица государства и известные бизнесмены. В глубинах же делового сообщества и власти этот диалог не затихает ни на минуту. Что, впрочем, неудивительно в государстве со значительным присутствием бюрократического аппарата в экономике. И трансакционные (то есть материальные и нематериальные) издержки, которые несут компании, выстраивая свои взаимоотношения с властью, по идее, должны существенно влиять на хозяйственную деятельность компаний. Условно их можно поделить на четыре группы: временные затраты, издержки на поиск информации и коммуникации с органами власти, на ведение переговоров и расходы на лоббирование интересов компании. Бизнесменам предложили оценить различные виды издержек по трехбалльной шкале.

    Первые итоги развеяли миф о высоких затратах компаний на диалог с властью. Уровень издержек оказался вполне умеренным. Первые три места заняли затраты, связанные с содержанием в компании специального департамента или сотрудников по взаимодействию с органами власти, время, затраченное на получение государственных услуг и издержки принятия решений при ведении переговоров с органами власти. Таким образом, за исключением потери времени основная часть издержек приходится на решение внутри самих компаний вопросов взаимодействия с государством.

    Любопытны также и результаты ответов в группе издержек, связанных с мероприятиями по лоббированию интересов компаний в органах власти. Существенными оказались затраты на специальные структуры и сотрудников, организующих это "сотрудничество". А вот взятки и подарки чиновникам, вопреки ожиданиям, оказались лишь на втором месте. Это свидетельствует о том, что компании все-таки стремятся к цивилизованным контактам с властью. И лишь когда это не удается, прибегают к другим формам воздействия. И все-таки затраты на подношения чиновникам нельзя назвать низкими. Они, например, гораздо выше, чем издержки на участие в совместных рабочих группах, комиссиях, комитетах. Причинами такого поведения может быть либо нежелание власти допускать деловое сообщество к процессу подготовки государственных решений, либо недостаточная активность самих компаний.

    Но все это - лишь прелюдия к диалогу. Гораздо большее значение имеет показатель затраченного времени на получение соответствующих услуг от государственных учреждений, а он достаточно высок. Так что до цивилизованного диалога бизнеса и власти еще очень далеко. По крайней мере так считают почти двести российских компаний.

    Поделиться