19.12.2003 03:10
    Поделиться

    Волчек не терпит фальши

    Галина Волчек празднует день рождения далеко от Москвы

    В ней есть огромная требовательность и одновременно огромная боль по отношению к людям. Даже когда она играла бабку Грачиху в "Без креста" по повести Тендрякова, страшную русскую трагедию, выпустившую на волю звериное начало в человеке, боль за этот предельный излом женской природы потрясала зрителей "Современника". Может быть, не случайно, что именно в ее спектакле "На дне" свою лучшую театральную роль сыграл Олег Даль. Он сыграл то самое чувство жизни, которое свойственно и органично самой Волчек. В его Ваське Пепле были такая боль, такое опустошение, такое отчаянье и сочувствие к персонажу, что сердце рвалось пополам.

    Галина Волчек знает свойства этих парадоксальных чувств. Что-то радикальное, почти хулиганское живет едва ли не во всех ее театральных идеях. В том же "На дне" совсем по-хулигански выглядело назначение на роль "правильного" Сатина антигероя Евгения Евстигнеева. Но прежде всего и превыше всего звучало в этом спектакле сострадание ко всем исковерканным судьбам. Очень женское и очень христианское чувство.

    Она никогда не скрывала, что перемена судьбы, обрушившаяся на нее после ухода Ефремова из "Современника", навсегда лишила ее счастья. "На свете счастья нет, но есть покой и воля", - так вослед Пушкину могла бы сказать о себе Галина Волчек. Огромная воля созидания театра пронизывает всю ее деятельность. И преданность идее, что собрала когда-то "Современник": театр - это общественно-важный институт, это место, откуда много доброго можно сказать миру.

    Когда Волчек поставила "Крутой маршрут", с которым объехала полмира, это был не просто спектакль, а яростное высказывание о собственной истории, о тоталитарной эпохе, которая так страшно уничтожала человеческое в человеке. Потому так важны ей чеховские мотивы. Вновь и вновь она ставит его "Три сестры", "Вишневый сад". Ей так хочется, чтобы мир этого автора стал важен ее молодым актерам, которых она любит и поддерживает с редкостными упорством и волей. Елена Яковлева, Ольга Дроздова, Чулпан Хаматова - новые и новые героини ее театральных сочинений, ее режиссерских фантазий. С какой смелостью и решительностью, пренебрегая неприязнью и многолетней предубежденностью театральной среды, Галина Волчек строит свой театр! И вот - вослед за яркой и вызвавшей много споров версией "Марии Стюарт" в постановке известного литовского режиссера Римаса Туминаса она приглашает для работы двух резких молодых режиссеров Москвы - Кирилла Серебренникова и Нину Чусову, которые превращают "Современник" в самый востребованный театр прошлого театрального сезона. В нынешнем сезоне Чусова ставит необычную "Грозу", и, кажется, что чусовское "хулиганство" Волчек по нраву. Ей нравится приглашать самых разнообразных режиссеров, и география для нее - не ограничение. Вслед за Чусовой, уже в январе, к репетициям "Бесов" приступит выдающийся польский режиссер театра и кино Анджей Вайда.

    Жаль только, что ни в одном из этих проектов мы не увидим Волчек-актрису. В этом она тоже предельно мужественна и честна перед самой собой. Когда журналист Ольга Кучкина спросила ее об актерских амбициях, Волчек просто и без всякого кокетства ответила: "Ушло. Внутри нет пространства".

    Не терпя никакой фальши и юбилейных речей, Галина Волчек в свой день рождения уехала подальше от Москвы - города, который принес ей столько горечи.

    Поделиться