Уже в своей дебютной короткометражке "Хирургия" (по Чехову) сняв самого Ивана Москвина, Фрид с той поры работал только с первыми актерами нашего кино и театра. А еще точнее - он им давал новое дыхание: у него был талант открывать таланты. Именно Фрид запустил на орбиты нашего кино таких звезд, как Наталья Тенякова, которая впервые блеснула на экране в исторической мелодраме "Зеленая карета" о русской актрисе Варваре Асенковой, или Анна Самохина, сыгравшая в искрометном "Доне Сезаре де Базане". Молодой Георгий Вицин впервые стал народным любимцем после "Двенадцатой ночи", где в роли сэра Эгьючика успешно состязался с Василием Меркурьевым, Михаилом Яншиным, Бруно Фрейндлихом, Кларой Лучко, Аллой Ларионовой, Ниной Ургант; у него в "серьезном фильме" "Дорога правды" впервые появились на экране Людмила Гурченко и Николай Рыбников. Фрид вообще любил собирать на своих съемочных площадках восхитительные актерские команды, влюблялся в них сам и влюблял зрителей. И даже когда брал известных актеров, разворачивал их талант таким образом, что все раскрывали рты от изумления. Так, замечательными актерами оперетты предстали братья Соломины ("Летучая мышь"). В оперетте "Сильва" у него засветились Павел Кадочников, Ивар Калныньш, Нина Алисова. Даже классическую пьесу Тирсо де Молины "Благочестивая Марта" он превратил в то, что позже у нас назовут мюзиклом, и там тоже играли только любимцы - Маргарита Терехова, Николай Караченцов, Владислав Стржельчик, Павел Кадочников. Свою последнюю картину "Тартюф" он снял в возрасте 85 лет, заняв в ней Михаила Боярского, Ирину Муравьеву, Ларису Удовиченко... Музыку для его фильмов почти всегда писал Геннадий Гладков, и эти мелодии тоже становились хитами радио- и телеэфира.
По самой атмосфере этих веселых и очень жизнерадостных картин чувствовалось, какое счастье царило в кинопавильонах и как кайфовали знаменитые артисты, дорвавшись до настоящей Игры. Фрид не имел дела с плохой драматургией, плохой музыкой или плохими актерами, он был постоянно влюблен в свое дело, и это чувство влюбленности придало его лентам самое дефицитное в кино качество - некое внутреннее свечение.
Ян Фрид прожил такую большую жизнь, что в нее вместилась история нашей страны - от Гражданской войны, где он был медбратом, до Великой Отечественной, которую он прошел в летных частях до Берлина, от становления знаменитой Ленинградской киношколы до ее расцвета, когда Ян Фрид в течение 64 лет преподавал в Театральном институте и на факультете оперной режиссуры консерватории. А в числе учителей самого Яна Фрида был Сергей Эйзенштейн.
Сибиряк по рождению, ленинградец по учебе, творчеству и преподавательской работе, он умер в пятницу вечером в немецком городе Штутгарте, где жил последние годы. Ян Фрид не дожил до своего столетия ровно пять лет.