В связи с арестом Саддама Хусейна и перспективами судебного процесса над ним в Румынии стали говорить о необходимости... нового суда над Николае Чаушеску.
Развернулась дискуссия по поводу событий четырнадцатилетней давности, когда президент Чаушеску был свергнут и вместе с супругой Еленой казнен по ускоренной правовой процедуре.
Прежде всего в очередной раз, как только приближается декабрь каждого года, румыны задаются вопросом: действительно ли в 1989 году у них была революция? Или это был путч? Кто пришел к власти - революционеры или преступные элементы, "укравшие" победу? И особенно настойчиво проявляется интерес к тому, почему так быстро был казнен Чаушеску, которому румыны долгие годы поклонялись как идолу?
Напомним, что румынская революция началась 16 декабря 1989 года в Тимишоаре, где пали первые жертвы. Через три дня он был провозглашен "городом, свободным от диктатуры". 21 и 22 декабря революционный вихрь долетел до Бухареста. Преданные Чаушеску военные и служба безопасности "Секуритате" продолжали упорное сопротивление вплоть до 25 декабря. В тот день диктатор и его супруга Елена, бывшая фактически вторым человеком по значимости в стране, были расстреляны по решению "революционного комитета" после практически формального допроса супружеской четы и столь же формального приговора.
Сегодня многие в Румынии утверждают, что нужно было судить Чаушеску демократическим путем, и оспаривают законность решения о расстреле. Даже президент Румынии Ион Илиеску (он возглавил страну после тех событий) заявил, что был против казни диктаторской четы, но в "ревкоме" оказался в этом вопросе в меньшинстве. Большинство осталось за теми, кто хотел раз и навсегда поставить точку под эпохой правления Чаушеску и заодно прекратить продолжавшиеся в столице беспорядки.
Теперь в Румынии начали говорить о том, что нужно бы заново, пусть и посмертно, судить Чаушеску. Тот суд называют фарсом: ведь даже официальный защитник Чаушеску на нем выступал с его разоблачениями. Масла в огонь подлили сообщения, что вся официальная документация, по которой чета Чаушеску была казнена, оказывается, бесследно исчезла.