Что-то нужно менять: то ли руководство, то ли партию - вот основной лейтмотив дискуссий 300 соратников Григория Явлинского в течение двух дней заседаний. "Если граждане отстранены от диалога, то и партия, которая их представляет, тоже отстраняется", - заявил вчера глава "яблочников", не исключив, правда, возможности создания широкой демократической коалиции. В 1996 году Явлинский был на президентских выборах четвертым, в 2000-м - третьим, сейчас же он говорит об отсутствии доступа к СМИ, независимой судебной власти, независимых источников финансирования, а значит, "политическая конкуренция невозможна". Теперь "яблочники" собираются сотрудничать со всеми демократическими силами, привычно исключая из числа возможных союзников КПРФ. "Мы сохраним партию, - утверждает глава "Яблока", -создадим большую демократическую партию в течение четырех лет". Возможно, чтобы предотвратить "разбор полетов" со стороны региональных партийцев, руководитель предвыборной кампании Сергей Иваненко сам предложил поставить вопрос о доверии лидерам партии в повестку дня съезда, но большинство проголосовало "против".
По-прежнему Григорий Явлинский избегает обсуждать навязанный правыми сценарий объединения с СПС (в течение своего полуторачасового доклада он умудрился ни разу не упомянуть название партии правых) и лишь вскользь упоминает о намерении сотрудничать на региональных выборах там, где для партий введен 10-процентный барьер в местные парламенты. Попутно выясняется, что помимо кандидатур депутата Думы четвертого созыва Владимира Рыжкова, главы Чувашии Николая Федорова в качестве единого демкандидата предлагали еще зампреда "яблочников" Владимира Лукина. Все трое отказались, и даже самые ярые приверженцы Немцова и Явлинского не рискнут сейчас выдвинуть кого-либо из них в президенты (только 5 региональных отделений "яблочников" предложили выдвинуть именно Явлинского).
Двухнедельная дискуссия окончилась созданием Объединенного демократического совета с СПС, куда "яблочники" делегировали Игоря Артемьева, Сергея Иваненко, Владимира Лукина, Бориса Мисника, Сергея Митрохина, Виктора Шейниса.
А еще соратники Явлинского считали свои промахи. Питерский делегат Михаил Евраев прямо поставил вопрос об объединении региональных отделений с СПС. На что приморский коллега, а "яблочные" результаты там улучшились по сравнению с 1999 годом, заметил, что у них СПС нет и вообще кампания прошла удовлетворительно. Валерий Карпов из Астрахани упирал на забывчивость этнической проблемы, "которая важнее ядерных отходов". И почти каждый второй делегат говорил о том, что 20 тыс. наблюдателей - это слишком мало, можно было просто нанимать людей, сэкономив на телероликах. Андрей Бабушкин был недоволен отсутствием контрпропаганды: тему ЖКХ перехватила "Единая Россия", и еще "яблочники" так и не объяснили, почему не объединились с СПС. Тамара Злотникова напомнила коллегам, что они в отличие от Жириновского слишком мало ездили по стране и так и не провели обещанный референдум о запрете ввоза ядерных отходов.
Ошибок набралось столько, что партаппарат даже составил специальную таблицу: "Высокомерное отношение к мелким демократическим объединениям", "слабая, безынициативная кампания", "нет специализированного подхода к избирателям", "позднее начало финансирования". Но больше всего критики вызвали агитационные печатные материалы, 33 организации составили перечень претензий, который колеблется от "люди не брали, говорили, что такие уже получали", до "под портретом Явлинского должна быть фамилия, не все знают в лицо". Ни содержание буклетов, ни фото лидера партии не помогали агитировать. "Сфотографировать Явлинского так, чтобы он стал похож на Немцова, - это надо было постараться", - жаловались одни, а другие утверждали, что "много потрачено денег, можно подумать, что Явлинский тоже олигарх". Среди рекомендаций о будущей предвыборной кампании есть особенно трогательная из Соликамска: "Учитывать погодные условия при планировании большого количества пикетов".
Правда, еще не принято решение о позиции партии в ходе президентской кампании: призывать к бойкоту или к голосованию "против всех". На днях Владимир Жириновский заявил, что примет участие в выборах, только если будет возможность конкурировать с Зюгановым. Так что если коммунисты тоже сыграют "против всех", то единственным конкурентом Владимира Путина может остаться гробовщик Герман Стерлигов. Впрочем, о намерении принять участие в президентских выборах высказался Дмитрий Рогозин из "Родины", оговорившись, что формат участия еще неизвестен. Правда, его коллега Сергей Глазьев поспешил сообщить, что не планирует своего личного участия в президентских выборах.
Тем временем в Московском институте стали и сплавов вчера прошло собрание 700 избирателей (по закону нужно 500), поддержавших выдвижение кандидатуры Владимира Путина на должность Президента РФ. По словам члена ЦИК Эльвиры Ермаковой, собрание "прошло с соблюдением установленных законом процедур".