- Иван Павлович, вы, насколько известно, не местный, не сахалинский.
- Я вообще-то уроженец астраханских степей. В 1977 году приехал сюда на три-пять лет из Ленинграда и вот уже 26 лет здесь. Абсолютно не жалею.
- В 90-х годах дальневосточники оказались "искусственно отрезанными" от Центральной России. Какая ситуация теперь?
- Мы пожинали плоды тарифной политики: в рыночной экономике, мол, цены на авиабилеты определяет рынок. Но цари ведь не глупые люди были, приращивая Россию дальневосточными территориями: они удерживали здесь население всеми способами. Тариф за Уральским хребтом был льготным - для того, чтобы экономика и люди работали для Дальнего Востока, как для своей родной территории. В этом случае можно было надеяться, что жители Сахалина не будут чувствовать себя временщиками и жить в расчете на "авось". Это нужно понимать и сейчас. Тариф сегодня как бы вписан в экономические отношения. Нам, дальневосточникам, добраться до Москвы и Санкт-Петербурга куда дороже, чем до Кореи и Китая, и доставить продукцию туда проще. Поскольку рост людских ресурсов в Европе ниже, чем в Азиатско-Тихоокеанском регионе, это позволяет нам думать, что мы именно на Востоке можем найти свои рынки сбыта. АТР на сегодня самый динамично развивающийся регион, и неслучаен сегодня интерес иностранных и российских инвесторов в нефтегазовые проекты острова.
- Что такое по сахалинским меркам жить хорошо?
- Задача администрации области - сначала обеспечить работой жителей острова. Но молодежь хочет жить хорошо уже сейчас. Это прежде всего означает иметь возможность, не стесняя себя в средствах, вылететь на материк и отдохнуть. Кстати, за последние три года количество сахалинцев, выезжающих за пределы области, резко увеличилось, что говорит о стабилизации доходов населения. Но сегодня лишь закладывается фундамент будущего благополучия острова. От только что построенной новой гостиницы будет прибыль тогда, когда первый клиент заплатит по счету. Так и у нас: на острове еще нет ни трубопровода, по которому пойдет нефть, ни завода по сжижению газа, ни приличного терминала. Просто идут крупные вложения в завтрашний день. Уже сейчас на острове начался строительный бум: никогда доселе не ввозили мы столько стройматериалов. Наша задача - обеспечить работой жителей острова, и есть немало вакансий, особенно среди профессионалов-строителей. Правда, порой приходится коренным образом ломать психологию сахалинцев. Бывает, что люди подписывают контракт на работу в иностранной компании, но продолжают трудиться с прохладцей, будто сидят на окладе. Либо ведут себя по старинке, балуются спиртным и жутко удивляются, когда их выгоняют. Сегодня в области не хватает специалистов по электроэнергетике, мы порой вынуждены завозить высококлассных специалистов-управленцев из-за рубежа, либо учить наших в Японии и Америке. Мы, к сожалению, пока не знаем, что такое настоящий менеджмент. Надеемся скоро вырастить свои кадры. Пора делать Сахалин "точкой роста" для России.