И что же в осадке? Ожидаемое в случаях неудачи раскаяние, признание очевидных просчетов и грубейших ошибок, оказывается, тоже не присущи нынешнему руководству АПР. Чего только стоит послевыборное заявление Михаила Ивановича: "Закончились одни из самых несправедливых выборов в истории новой России. Мы уверены, что АПР набрала не те проценты, которые в итоге признала за нами ЦИК". Руководитель КПРФ тоже не согласен с итогами, но хотя бы организовал свой пересчет бюллетеней, ищет факты. Лидеры проигравших правых партий СПС и "Яблока" вообще о подобном не говорят, а винят в недоборе голосов только себя, свою личную недальновидность. Ведут активные консультации, думают о будущем своих партий, ищут новых первых лиц. АПР и тут нашла свой особый стиль - прокричать: "Держи вора!", глядишь, ты как будто бы уже и не виноват в собственной скудости.
Полезно будет знать о портретах сторонников каждой партии, составленных агентством "РОМИР Мониторинг" в ходе опросов на выходе с избирательных участков. Охват проголосовавших был немалым - 42 828 человек по всей стране, за исключением Северного Кавказа. Так вот, социологи выявили, что победу "Единой России" обеспечили военные и жители села. "Родину" поддержала интеллигенция, а студенты проголосовали против всех и за правые партии.
Так почему же именно в селах страны больше всего голосов (38,6 процента) получила "Единая Россия"? Заместитель гендиректора Центра политических технологий Дмитрий Орлов напоминает, что объединяющей идеей "единороссов" была лояльность власти. "Положение на селе чуть-чуть улучшилось, и там проголосовали за "Единую Россию", - говорит он.
Крестьянам, да и каждому избирателю меньше всего симпатичны наполеоновские планы весь мир положить к ногам. Их привлекают реальные, пусть не столь кардинальные, но ощутимые перемены к лучшему. Нельзя не видеть, что перемены эти в селе пока пунктиром, но уже обозначены: защита внутреннего рынка от импорта, компенсация процентных ставок по банковским кредитам, лизинг, оживление социального строительства, пересмотр и списание долгов... Сельский избиратель сегодня не так однороден, как было 10-12 лет назад. Да что там десятилетие, за последние три-четыре года произошло расслоение селян и в уровне производства хозяйств, и в семейных доходах. А главное - в умах. Аграрная партия построила свою предвыборную кампанию только на отрицании действий власти, оттолкнув тем самым от себя аграрную элиту, фермеров, сельских предпринимателей. Тут, на мой взгляд, одна из главных ошибок.
А Михаил Лапшин все сводит к недостатку денег, которых ему на выборы дали мало: "Богатые правые партии, не сходившие с телеэкранов и газетных полос, пришли к финишу вровень с нами, но АПР не могла себе позволить и десятой доли их расходов", - говорится в его заявлении. Можно легко с этим утверждением согласиться, но также легко себе представить, сколько бы голосов тогда недосчиталась партия. Дело ведь не только в масштабах рекламной кампании, а в том, с какой объединяющей идеей политик обращается к избирателям, насколько он сам и его мысли интересны. Вон Чубайс сколько раз ни появлялся на телеэкране, рейтинг СПС приподнять не смог, скорее наоборот - каждый раз опускал.
Ну да ладно, что будет дальше? Кто все-таки сможет объединить крестьян в мощную политическую силу, с которой бы считались в обществе? Лапшин по-прежнему утверждает, что это - Аграрная партия России. Думаю, что пока это возможно, вот только нельзя не предвидеть грядущие в партии перемены как кадровые, так и идеологические. Они неизбежны, дабы исключить в будущем примат устаревших идеологических клише, верховенство личных амбиций над интересами крестьян.