Маленькая школа, выражаясь бюрократическим языком, малокомплектная. Над ней нависла большая черная туча под названием "Оптимизация бюджетной сферы". Слободской район Кировской области изо всех сил сопротивляется надвигающейся грозе. В районе закрыли пока что лишь одну школу - Осиновскую начальную, в которой остался только один ребенок. Знак вопроса поставлен и на школе в Летском Рейде.
Вся школа - небольшой класс. Доска. На доске - алфавит. Большие счеты. Всё. Ощущение пустоты, как перед ремонтом, когда большинство вещей вынесено. Но отсюда их никто не выносил: просто их никогда и не было. Одиноко стоят четыре голубые парты. По числу школьников. В учительском журнале у Людмилы Николаевны Леушиной заполнены четыре строчки. Четыре ученика. Четверо мальчишек:
"Андрей Беженаров - 2-й класс
Дима Маматерва - 3-й класс
Денис Татару - 3-й класс
Сережа Леушин - 4-й класс".
Преобладание молдавских фамилий в вятской глубинке никого не удивляет. Список учеников отражает глубинные демографические процессы в Слободском районе.
- Когда в 1929 году был образован наш район, - говорит глава Слободского района Владимир Вепрев, - тогда проживало 52 тысячи населения, сейчас - 34 тысячи. Сегодня 245 населенных пунктов (деревень, сел, поселков). А было 525. Сегодня смертность в два раза превышает рождаемость. Так что, собственно говоря, скоро и учиться будет некому. Вот такая демография.
Летскому Рейду повезло - он находится на слиянии двух рек: Летка впадает в Вятку. А потому здесь проходил сплав. Село по существу стало поселком речников. Лучшими сплавщиками считались молдаване. С тех пор местный филиал "Вятлесосплава" приказал долго жить, сплав заглох, а молдаване переженились на местных красавицах и стали активно улучшать демографическую ситуацию Летского Рейда. В общем-то, так и выходит: если бы не жители "солнечной республики", никакой школы здесь вообще не было бы.
Четвертый ученик, Сережа Леушин- сын самой Людмилы Николаевны, в одном лице учительницы и директора школы. А оттого ему больше всех и достается. Людмила Николаевна очень строгая учительница: из четырех учеников - ни одного отличника! Правда, двоечников тоже нет. Но к сыну приходится относиться с особым пристрастием: не дай бог, дети подумают, что Сережа оценки получает "по блату"!
Собственно, и Леушины-то попали в Летский Рейд тоже из-за "школьной проблемы". Людмила Николаевна с семьей жила в другом селе и работала в такой же начальной школе, где учился ее старший сын. Средней школы поблизости не было, поэтому приходилось после четвертого класса отправлять ребенка в интернат. То есть действовать по той схеме, на которую планируется перевести все деревенское образование. Однако схема - схемой, а конкретные родители и конкретные дети - это совсем другое.
- Ну как я отдам своего ребенка в интернат?!- удивляется Людмила Николаевна.- Что ж он - сирота? Это при живых-то родителях!
В любой нормальной семье подобная перспектива рождает те же чувства. И Леушины поступили так же, как поступит в этой ситуации большинство семей с детьми: предпочли переехать туда, где есть школа. Старший мальчишка теперь ходит в восьмой класс, хоть и за пять километров, но зато остался домашним ребенком, а не "сиротинушкой безродной". Так что самые прагматичные построения разбиваются о реальности жизни, о естественные человеческие чувства.
- Что-то Программа оптимизации бюджетной сферы не очень...- сомневается Владимир Вепрев, человек, от которого напрямую зависит ее воплощение в жизнь.- Наоборот, надо приблизить население к социальным сферам. Школа закрывается - и потихоньку умирает населенный пункт.
Похоже, в Летском Рейде к тому же идет. Хозяйство развалилось. Предприятие ликвидировалось. Библиотекарша в будущее смотрит с пессимизмом: "Скорее всего сократят". В ФАПе медика уже давным-давно нет. Одна санитарочка полы моет. Почта работает лишь три дня в неделю. Баню закрыли. Одна школа осталась центром, вокруг которого еще держатся люди. И не только из-за детей. Школа - самый крупный в селе работодатель. Считайте: учительница, два сторожа, кочегары, уборщица, воспитательница (с этого года при школе организовали дошкольное отделение - семь девочек и один мальчик). Так что, если школу все-таки закроют, дети еще смогут хотя бы за пять километров ходить в соседнее село. А вот взрослые останутся безработными. По общему мнению жителей Летского Рейда, в селе тогда останутся одни пенсионеры.
- Умрет деревня, - считает Владимир Вепрев. - Бюджет у нас, конечно, дефицитный. Но на людях нельзя экономить. Мы, наоборот, должны развиваться вперед, а не возвращаться к тому, от чего ушли.