В США, Японии, а в последнее время и в странах Восточной Европы, наметилась тенденция объединения крупных банков, что позволило создать банковские корпорации с активами, превышающими триллион долларов. Например, американская "Ситигруп", работая в 200 странах мира, имеет активы, превышающие 1,3 триллиона долларов. Ежедневно платежи, проводимые через эту банковскую группу, превышают триллион долларов. Это позволяет кредитовать крупнейшие проекты, влияя на всю систему мировой экономики.
Страны - мировые лидеры особое внимание уделяют росту возможностей своей банковской системы, ревностно отстаивая интересы своих банков на международной арене и внутри страны, в том числе и с использованием возможностей МИДа, экономических министерств.
В нашей стране, к сожалению, процесс часто идет в другом направлении. Только недавно прекратилось обсуждение в прессе предложений международных финансовых организаций о необходимости раздробления крупнейших российских государственных банков, и прежде всего Сбербанка. Большинство экспертов пришли к выводу, что это приведет к ослаблению конкурентоспособности российских банков перед приходом к нам, вместе со вступлением России во Всемирную торговую организацию, иностранных финансовых структур. Это, в свою очередь, неизбежно приведет к полной ассимиляции отечественных банков с наиболее мощными международными финансовыми корпорациями. Так уже произошло в некоторых странах Прибалтики и Восточной Европы. В каком состоянии тогда будет экономическая безопасность страны, если всеми финансами в стране будут распоряжаться иностранные, хотя, может быть, и дружеские банки? На этот вопрос пока еще никто не дал четкого ответа.
В настоящее время некоторыми чиновниками разрабатывается новый план: раздробить Сбербанк по федеральным округам. Это, конечно, интересный подход, но он, по сути, ничего не меняет в тех планах, которые уже предлагались Всемирным банком и были поддержаны отдельными потенциальными иностранными конкурентами Сбербанка.
В качестве примера можно привести Южный федеральный округ, в котором эти инициативы были по неизвестной причине поддержаны даже местными чиновниками, отвечающими за контроль над антимонопольной деятельностью. Ведь хорошо известно, что Северо-Кавказский и Юго-Западный банки Сбербанка выступают крупнейшими инвесторами региона и это обеспечивается не только их собственной ресурсной базой, но и капиталом и активами всего общероссийского Сбербанка. Например, только в ноябре нынешнего года на заседаниях кредитно-инвестиционного комитета Северо-Кавказского банка Сбербанка было решено направить в экономику региона 600 миллионов рублей и 3 миллиона долларов. Большинство заемщиков - предприятия химической, нефтяной промышленности, сельского хозяйства и предприниматели. Около 40 миллионов рублей приходится на долю инвестиционного кредитования. Самый крупный кредит - 100 миллионов рублей - будет выдан одному из предприятий химической отрасли региона. Кроме того, заключено около десяти договоров, в рамках которых постоянные клиенты Сбербанка могут пользоваться краткосрочными ссудами без дополнительного оформления документов. Поэтому, что бы ни говорили конкуренты, утверждающие, что Сбербанк недостаточно выдает кредитов, практика свидетельствует об обратном.
Не менее эффективно работает Юго-Западный банк Сбербанка. Без него также невозможно развитие региональной экономики, ведь на его долю приходится свыше 50 процентов всех выданных кредитов, или 14 миллиардов 200 миллионов рублей.
Ни для кого не секрет, что часть Сбербанка будет иметь гораздо меньше возможностей по кредитованию, чем весь Сбербанк. Не исключено, что представители местного чиновничества, отвечающие за надзор над антимонопольной деятельностью в регионе, желая усилить конкуренцию, были бы не против разбить Сбербанк до минимальных по размеру структурных подразделений. Но это решение, кроме пользы в области усиления конкуренции, привело бы и к снижению уровня инвестиционной активности всей российской банковской системы, поскольку население позволяет Сбербанку инвестировать его сбережения, но может этого не позволить микроструктурам, созданным на его обломках.
Планы раздробления Сбербанка по отдельным регионам возникли, как это ни странно, в то время, когда появляется все больше сторонников идеи укрупнения регионов, поддержанной Президентом России и Правительством. При этом целью такого укрупнения ставится появление у новых регионов больших возможностей по экономическому развитию, решению насущных социальных проблем. Логично предположить, что Сбербанк, имеющий представительства во всех регионах, должен был бы получить от властных структур предложение объединить ряд его территориальных банков для того, чтобы иметь возможность инвестировать в крупные проекты и на равных противостоять иностранным банкам. Но план по раздроблению успешно работающей финансовой структуры и созданию на ее основе банков, которые смогут кредитовать только очень небольшие проекты, не может вызывать ничего, кроме недоумения.