- Дмитрий Анатольевич, в редакцию пришло тревожное письмо: читательница "Российской газеты" после того, как мы сообщили о начале подписки, кинулась на почту, но не нашла энциклопедию в подписном реестре.
- Судя по всему, эта читательница - из Москвы. Советую ей, как и всем москвичам, с которыми случилось то же самое, обращаться за книгой непосредственно в издательство "Большая российская энциклопедия" по адресу: Покровский бульвар, дом 8, комната 2. А жителям других городов России напоминаю, что в почтовых подписных каталогах энциклопедия значится под индексом 36372.
- Значит, будем надеяться, что в марте появится ее вводный том "Россия". И в нем, как ранее заявлено, будут наиболее свежие энциклопедические данные о стране?
- "Россия" - это достаточно самостоятельный полиграфический продукт. Он собран не по алфавиту, как все следующие тома, подписка на которые начнется во втором полугодии будущего года, а по темам. Таким, как "История с древнейших времен", "Политическое устройство", "Культура", "Образование", "Народы", "Языки" и так далее. Соответственно в нем будут отражены итоги последней переписи населения, в результате которой появились, например, почти 50 новых национальностей. Самые свежие данные Госкомстата. И самые актуальные сведения о персоналиях. Последние поправки мы внесем в январе.
- А как определяются те или иные деятели, которым вы отвели местечко в истории?
- Это серьезная многоступенчатая процедура. Составители так называемых словников делают первичный отбор. Редакторы корректируют. Затем эти словники рецензируются членами научно-редакционного совета. Это наш "мозг" во главе с президентом РАН Юрием Осиповым. В нем 90 членов - ученых уровня Алферова, Гинзбурга, Пиотровского. Все это гарантирует, что случайных людей в Большой российской энциклопедии не будет. Только видные, крупные, яркие личности.
- А, собственно, какими критериями измеряются их крупность, видность и яркость?
- Конкретным вкладом человека в историю. В области науки и техники это создатели научных школ, направлений, авторы фундаментальных работ. В искусстве и культуре - основатели стилевых течений, корифеи национальных литератур. При отборе персон, разумеется, важную роль играет критерий известности. Однако, его одного достаточно для Гете, Шекспира, Кутузова. Или Некрасова, Репина, Станиславского. Это категории, как мы называем, безусловно энциклопедические. Но есть и такая категория личностей, интерес к которым актуален в последнее время. К ней какого-то одного критерия мы не применяем. Учитываются, конечно, и звания, и регалии, и членство в различных академиях. Но есть, к примеру, ученые, которые не были даже член-корреспондентами. Например, Чижевский. Мыслитель, естествоиспытатель, умница, репрессированный в свое время, он, разумеется, не вошел в прошлые тома энциклопедий по политическим мотивам. Но это не умаляет его вклада в науку. Четвертый выпуск национальной энциклопедии восстановит по отношению к таким людям справедливость, так как будет наименее политизирован и идеологизирован. Без деления на своих и чужих. На плохих и хороших. Энциклопедия - это книга, где в определенном историческом смысле "совместны" и гений, и злодейство.
- Пушкин и Пиночет - в одном переплете...
- Да, и тот и другой позиционируются предельно скромно в смысле эпитетов. Но сам объем и содержание статьи по Пушкину будет говорить потомкам о значимости его гения для мировой культуры. А о Пиночете красноречиво говорит его собственная биография. С ними-то как раз нет проблем. А вот составляя статьи о некоторых других, в общем-то, видных государственных деятелях, мы столкнулись с неожиданной сложностью: когда при всей видимой яркости биографии совершенно невозможно сформулировать вклад в историю. По этой причине мы вынуждены были даже снять несколько позиций словника.
- К тому времени, как вы планируете закончить печатать все 30 томов Большой российской энциклопедии, могут появиться новые яркие, видные, крупные персоны. Может даже смениться эпоха. Не случится ли так, что к выходу тридцатого тома первый устареет?
- Возможно, конечно, что статья "ядро атома" в последнем томе будет несколько отличаться от статьи "атом" в первом. Однако мы рассчитываем систематически выпускать дополнения, изменения, корректировки энциклопедии. Дело в том, что мы формируем и запускаем систему, которая способна работать в постоянном режиме обновления данных - вот это, пожалуй, самое важное.