Хотя потери энергии при транспортировке заметно уменьшились, уже сейчас налицо явный рост затрат энергии в деревообрабатывающей и пищевой промышленности республики. Недалек тот час, когда та же участь постигнет машиностроение и, что особо примечательно, топливную отрасль региона. Поэтому неудивительно, что правительство РТ недовольно темпами выполнения энергосберегающей программы.
Глава Минэкономпрома республики Алексей Пахомов на недавнем заседании Кабинета министров РТ сообщил, что основной рычаг власти - административный ресурс - практически перестал работать. "Увы, - говорил Алексей Михайлович, - административные механизмы уже не действуют, а запустить научные и экономические нам пока не удается". И даже тот опыт экономии энергии, который республика все-таки сумела накопить за последние годы в части экономии ресурсов, на пользу региону не пошел. Напомним, до недавнего времени действовал утвержденный Кабинетом министров РТ механизм реинвестирования энергосбережения. Те деньги, которые удавалось сэкономить бюджетным организациям, возвращались в республиканскую казну и в дальнейшем направлялись на выполнение программы.
По большому счету, крупные предприятия не испытывают в экономии энергии большой необходимости - значительную часть газа им поставляет Федеральная энергетическая комиссия по лимитированным ценам. Механизмов государственной поддержки рачительных пользователей энергии тоже не существует, так что вкладывать деньги в экономию они не спешат: когда еще последняя принесет свои плоды.
Однако ставить крест на программе энергосбережения правительство Татарстана не собирается. К настоящему времени в Кабинете министров РТ готовится проект постановления о разработке энергетической стратегии региона до 2020 года. Главная "фишка" большого плана - реальное финансирование крупных инвестиционных проектов. В том числе - масштабной реконструкции и модернизации уже существующих энергетических мощностей. Пока даже приблизительный объем средств, которые планируется вложить в стратегию, не решается назвать даже премьер-министр республики Рустам Минниханов. Но одно ясно: средства эти будут огромными. Особую надежду премьер возлагает на инвесторов, которые придут в малую и среднюю энергетику: "Инвестор должен рассматривать производство тепла как один из видов бизнеса".
Значительную часть стратегических средств выделит крупнейший производитель энергии в республике (читай - монополист), мощности которого сейчас используются немногим более чем наполовину. А чтобы эти средства у монополиста имелись, высшая исполнительная власть Татарстана намерена дать вторую жизнь серьезно ослабевшему административному ресурсу и ввести серьезные ограничения для предприятий, желающих перейти к другим поставщикам. Наказывать непокорных будут по всей строгости экономического закона - им откажут в выделении газа, предоставляемого из запасов "Газпрома". "Лимиты на природный газ, выделяемый Федеральной энергетической комиссией, распределяются нами, и мы не намерены отдавать топливо стихийно появляющимся производителям тепла и электричества, - так и заявил на заседании Рустам Минниханов. - У нас есть собственная энергетическая компания, имеющая разветвленную сеть по теплу и электроэнергии, и существующие огромные мощности должны быть полностью реализованы".
Примечательно, что незадолго до этого довольно представительная татарстанская делегация во главе с премьером побывала в Дании, и предметом ее особого внимания стала действующая в стране программа энергосбережения. Гости были удивлены тем, что пятая часть энергии в скандинавском государстве добывается за счет возобновляемых источников - ветра, солнца, сжигаемых мусора и древесной щепы. Однако на вопрос корреспондента "РГ" о том, сможет ли Татарстан в обозримом будущем начать добывать энергию столь нетрадиционным способом, один из участников визита ответил отрицательно: "Энергия, добываемая за счет возобновляемых источников, - довольно дорогая, и вкладывать средства на это направление не перспективно. К тому же есть чисто природные предпосылки. Датские ветры, например, дуют гораздо сильнее татарстанских, поэтому строительство ветровых станций там имеет смысл, а у нас - нет". Но самое большое впечатление на делегатов произвела достаточно жесткая государственная политика Королевства Дании в области энергосбережения. И именно административный опыт страны в решении проблемы намерено использовать руководство Республики Татарстан.