Только три месяца осталось работать правительству в нынешнем составе - сразу после объявления официальных итогов выборов в конце марта кабинет министров подает в отставку. Поэтому вчерашний доклад Юрия Чайки явно был построен ретроспективно: достижения по каждому направлению деятельности министерства были прописаны как итог работы за все предыдущие четыре года с перспективой дальнейшего реформирования. Ведомство стало сокращать свои теруправления в "матрешечных" субъектах Федерации. А в ходе пенитенциарной реформы спецконтингент тюрем и изоляторов сократился на 330 тысяч человек, и теперь общая площадь на одного обвиняемого или подозреваемого увеличилась до 4 кв. метров. Кроме того, Минюст вплоть до сентября фильтровал партийных участников предвыборной гонки: зарегистрировано 50 партий и около 3 тысяч их региональных отделений, 38 партиям в регистрации отказано. Чайка подчеркнул, что ни один отказ его ведомства в регистрации не был отменен судами, хотя только от "Либеральной России" Бориса Березовского поступило 45 исков.
Впрочем, трехмесячный срок никак не повлиял на лоббистские усилия министра, который и в докладе усердно продолжал выбивать штаты, финансирование и новые функции. В нынешнем году Минюст уже приобрел новые полномочия по обеспечению контроля за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, а также функцию по государственной регистрации уставов муниципальных образований и право принимать решение о нежелательности пребывания иностранного гражданина на территории РФ плюс полномочия по ведению Единого госреестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Однако Чайка предложил дополнить этот перечень, поскольку "жалобы граждан зачастую направляются в те органы власти, чьи действия и оспариваются". Он сообщил, что ведомство уже внесло в Правительство представление "по наделению Минюста полномочиями по разрешению споров между гражданами и властью", после чего присутствовавший в качестве гостя глава Верховного суда Вячеслав Лебедев как-то посуровел.
Косвенным подтверждением удачной деятельности Чайки на посту главы ведомства стал и состав высоких гостей на коллегии: не выступая, в президиуме сидел глава президентской администрации Дмитрий Медведев. Вопреки обыкновению отсутствовал замглавы президентской администрации Виктор Иванов, который обычно разносил в пух и прах деятельность каждого департамента. Его заменил начальник Управления кадров Президента Владимир Осипов, нашедший в деятельности ведомства только те просчеты, которые не заметить было просто невозможно: "Не оконченные судебными приставами исполнительные производства в десятки миллионов рублей - непозволительная роскошь для нас", а "несколько дерзких побегов не дают поводов для успокоения". Хотя и Осипов не упустил сурово напомнить Минюсту (правда, упрек больше смахивал на плохо замаскированный комплимент, в котором отказано МВД) на необходимость следить за расформированными решением Верховного суда этим летом экстремистскими организациями, за тем, "чем сегодня занимаются члены этих объединений и не перешли ли они в организации под другими вывесками".
Горячее сочувствие выразил Минюсту зампред Высшего арбитражного суда Эдуард Ренов, возмущенно критиковавший ФСФО за вмешательство в полномочия ведомства по контролю за арбитражными управляющими: ФСФО "еще не сошла с рельсов и постоянно подменяет Минюст, делает запросы в арбитражные суды, хотя это совершенно не ее функция". О проблемах с судебными приставами предпочел поговорить и замгенпрокурора Сабир Кехлеров: "Есть факты, когда судебное решение не исполняется годами, пристав-исполнитель фактически амнистирует должников, маскируя свое неумение объявлением должника несостоятельным".
Зато курирующий Департамент по делам общественных и религиозных объединений Александр Кудрявцев просто лучился энтузиазмом. По его словам, в 1995 году на выборах приняли участие 111 объединений, в 1999 году - 64, в 2003-м - 23. "Существенное сокращение партий в конечном счете приведет к уходу партий-однодневок", - радовался Кудрявцев. Он добавил, что за злоупотребления религиозными чувствами в ходе предвыборной агитации "Исламская партия" была вычеркнута из реестра, а в отношении партии "За Русь Святую" направлен в суд иск о ликвидации. Кудрявцев пообещал после президентских выборов представить поправки в Закон о политических партиях: повышение барьера для прохождения в Думу и ужесточение контроля за партийными кошельками. "Контроль со стороны МНС носит формальный характер, когда знакомишься с финансовыми отчетами партий, хочется подать некоторым милостыню, - сердился Кудрявцев, - рынок предвыборных технологий остается теневым сектором экономики".