24.12.2003 04:00
    Поделиться

    Ульяновская рыба

    Сотрудники кафедры зоологии Ульяновского педагогического университета обследовали зубастую рыбку и подтвердили: да, это пиранья. Но какая нелегкая занесла ее в сурский водоем?

    Нет научного ответа на этот вопрос. Только самые нелепые предположения. Одно из них такое: а не пошутил ли кто из "новых русских", прихватив во время турпоездки в Бразилию экземпляр экзотической хищницы, а затем взял и выпустил ее в сельский пруд?

    На одной из традиционных встреч с прессой зоологи из университета представили журналистам еще одну удивительную находку. В районе Зольных гор на границе Татарстана и Ульяновской области в сети рыболовного хозяйства "Итиль" попал мохноногий китайский краб. Ну никак, по всем законам природы, не мог он оказаться в застойной холодной Волге. Не для него это место. Ведь обитает он в юго-восточных морских водах и вырастает до таких размеров, что в ведро не помещается. Кстати, рыбак, который вытащил этого краба из сети, не захотел с ним расставаться. Сделал из него чучело и в таком виде представил на выставку "Находка года", организованную областным краеведческим музеем.

    Если появление пираньи в сурском водоеме так и остается загадкой, то китайского краба в Волге, оказывается, ловят не первый и, вероятно, не последний раз. Доцент кафедры зоологии университета Вадим Золотухин подтвердил, что таких крабов уже вылавливали в волжской акватории Волгограда и Саратовской области. В Волгу он мог попасть разными путями. В Прибалтике занимаются промышленным разведением этих крабов (как-никак, деликатес). Не исключено, что в самую большую реку России он проник через Балтийский канал, систему озер и водохранилищ. Возможно также, что этот ракообразный тип совершил путешествие из юго-восточных морей на Волгу в балластных трюмах танкеров или других судов класса "река - море".

    Как бы там ни было, появление этих крабов в Волге добавляет беспокойства экологам и специалистам водозащитных сооружений. Если те же крабы приживутся в реке и станут бурно размножаться, то не оберешься неприятностей. Эти переселенцы устраивают себе норы у берегов, дамб, под опорами мостов, создавая угрозу сложным дорогостоящим сооружениям.

    Зато другие залетные обитатели волжских вод особой тревоги не вызывают. К примеру, черноморско-азовская тюлька, которая в Куйбышевском водохранилище чувствует себя не хуже, чем у берегов Румынии или Болгарии, пришлась по вкусу даже такому рыбному гурману, как ихтиолог Ульяновской областной рыбинспекции Михаил Жердяев. По его мнению, появление в волжских водах "иностранных" гостей с постоянной пропиской, таких, как рыба-игла, тюлька, камбала, объясняется обычными миграционными процессами в биологической среде. Естественно, какие-то виды морских животных, попав в застойную и заметно потеплевшую Волгу, приживаются и даже начинают размножаться, а какие-то погибают, не сумев или не успев адаптироваться в чужеродной воде.

    - Вообще изменения волжского биоресурса никакой загадки не таят, - рассуждает старейший промысловик, директор Сенгилеевского рыбколхоза Виктор Гусев. - Почти исчезла стерлядь, не увидишь теперь в наших краях осетра. Это и понятно, в застойной удушливой воде таким рыбам трудно выжить. Зато караси плодятся, как мушки-дрозофилы. Они даже вытесняют леща, не оставляя ему в достатке корма. А я ведь помню времена, когда тащили из Волги сельдь, севрюгу и даже миноги. Вот это была экзотика! Не то что там тюлька, камбала или китайский краб...

    Между тем стерлядь или форель, а о леще даже и говорить нечего, можно без труда выловить в прибрежных прудах, которые предприимчивые люди превратили в гигантские аквариумы со всеми принадлежностями для веселого времяпрепровождения. Несколько таких водоемов, обихоженных Николаем Картюковым в Сенгилеевском районе, привлекают любителей рыбного лова со всей области и даже из-за ее пределов. Однако легкая добыча приедается. Хочется, как сказал один из завсегдатаев "Уголка России" (так называются эти пруды) чего-нибудь остренького. Ну, например, пиранью. Или китайского мохнатого краба...

    Поделиться