Мясной рынок взбесился

Но настораживает, что заболевание выявлено случайно и на самом последнем этапе - на бойне. Вчера американский минсельхоз объявил, что начинает масштабное расследование. Не дожидаясь его результатов, практически все азиатские страны, плюс ЮАР и Австралия, покупающие американской говядины на 2 миллиарда долларов в год, объявили бойкот штатовскому мясу.

То, что к нему присоединится и Россия, стало сенсацией: наблюдатели до последнего были уверены, что мы поступим как Евросоюз. ЕС вообще отказался реагировать на азиатскую панику: там сочли, что рынок ЕС и без экстренных мер достаточно защищен.

По словам вице-премьера - министра сельского хозяйства Алексея Гордеева, запрет будет действовать до тех пор, пока у России не будет уверенности, что этот случай коровьего бешенства оказался первым и последним. Гордеев напомнил, что в свое время запрет на ввоз мяса из Канады по тем же причинам держался 2,5 месяца. Потребителям беспокоиться нечего: ввоз американской говядины составляет всего 4 процента от общего объема импорта, в абсолютных цифрах это какие-то 20 тысяч тонн. Такого количества отсутствующего мяса рынок попросту не заметит, так что и цены вырасти не должны.

Интрига в другом: кто вместо США будет ввозить говядину в Азию (только Япония покупала ее у Штатов более чем на 800 миллионов долларов в год). Россия была бы идеальным партнером, но мы сами на импортной игле. Вероятно, наступил звездный час европейских фермеров, страдающих от кризиса перепроизводства. А наш час не наступил, хотя еще два года назад отечественные производители, лоббируя очередные ограничения импорта мяса, грозились завалить страну своей продукцией уже через год. Правительство послушалось, рынок защитили, но тем все и кончилось. Минувшим летом в России опять стали резать скот: говорят, зерно дорогое, нечем кормить.