- В социальной сфере нет проблем, которые можно отложить до лучших времен, как нельзя отложить "на потом" саму жизнь. Все проблемы - основные. Президент не случайно назвал количество бедных в России нашим национальным "позором", борьба с бедностью сегодня - это приоритетная задача. Но ничуть не менее важны (и тесно связаны с улучшением уровня жизни) и другие социальные задачи: пенсионная реформа и улучшение положения ветеранов, исправление угрожающей демографической ситуации, выверенная семейная политика и забота о детях, защита материнства. А поддержка инвалидов - создание для них удобной среды для жизни и возможности работать, найти себя? А качественное совершенствование системы оплаты труда бюджетников? А выравнивание уровня и качества жизни в таких пока разных по развитию регионах страны? А программы жилищного строительства, в том числе рассчитанные на молодежь?.. Кто скажет, что здесь надо решать в первую очередь, а что во вторую? А ведь я перечислила лишь малую толику забот, известных каждому из нас.
Главным результатом социального развития страны в 2003 году, как мне кажется, можно назвать закрепление положительной динамики основных социальных показателей. Денежные доходы населения растут вот уже пять лет, и в 2003 году темпы их роста были выше, чем в 2002-м. Только за 10 месяцев нынешнего года реальные располагаемые денежные доходы выросли по сравнению с тем же периодом предыдущего года на 13,9 процента. Среднедушевой месячный доход вырос на четверть и составил 5070 рублей, в той же пропорции увеличилась и средняя зарплата - до 5722 рублей. О том, что уровень жизни постепенно растет, говорит еще один показатель - выросла покупательная способность, в 2003 году население израсходовало на покупку различных товаров и оплату услуг почти на 23 процента больше, чем в прошлом году.
Во многом этому способствовало повышение оплаты труда бюджетникам - с октября их зарплаты увеличились в 1,33 раза, подтянулся с 450 до 600 рублей и минимальный размер оплаты труда. Что касается долгов, сегодня мы имеем самый низкий уровень задолженности по зарплате занятых в бюджетной сфере за последние несколько лет, в среднем по стране эта задолженность не превышает двух дней. Кроме того, с 1 апреля 2003 года были вдвое увеличены доплаты ученым и преподавателям вузов за ученую степень доктора и кандидата наук. А с начала нынешнего учебного года также в два раза выросли стипендии студентов, аспирантов и докторантов.
Нормой жизни стала регулярная индексация пенсий - в 2003 году они выросли на 19,7 процента, средняя пенсия составляет 1749 рублей.
Таким образом, подчеркну: Правительство проводит эффективную и активную политику доходов, это главное условие преодоления бедности. Именно преодоление бедности в 2003 году было названо одной из самых приоритетных задач. Результаты пока не так велики, как хотелось бы, все-таки 30,9 миллиона человек "за чертой" - это непростительно много. Но в начале года доходы ниже прожиточного уровня имели 37 миллионов человек. А в 2000 году, напомню, количество бедных составляло 42 миллиона человек.
Назову еще один очень важный результат уходящего года: закрепление положительной динамики рождаемости детей. За девять месяцев у нас появились на свет 1 122 420 ребятишек, на 75 300, или 6,1 процента больше, чем в 2002 году. В 82 регионах отмечен рост рождаемости. В 17 регионах рождаемость наконец-то превысила смертность, то есть мы имеем здесь естественный прирост населения. Кстати, в целом по стране уменьшилась детская и материнская смертность, а это - важнейшие показатели качества жизни в целом.
Каковы же основные задачи на 2004 год? Он в определенном смысле будет переломным, ведь с 2005 года страна начнет жить в новых условиях разграничения полномочий между федеральным центром и субъектами Российской Федерации. Фактически выстраивается принципиально новая ситуация в социальной сфере, когда регионы должны будут полностью перестроить ее финансирование. Деньги бюджета любого уровня должны идти на гражданина, его здоровье, образование, а не на традиционное поддержание сметы учреждений, эффективность работы которых трудно зачастую увидеть. И в здравоохранении, и в образовании, и в системе социальной защиты начинается реформа, когда деньги в клинику, школу и вуз, социальное учреждение будут приходить не по количеству койкомест или в зависимости от штатного расписания, а вслед за каждым вылеченным пациентом, каждым учеником или студентом. При этом каждый человек вправе четко представлять, на какой объем бесплатной медицинской помощи он имеет право, какое базовое образование он также получит от государства без каких бы то ни было дополнительных расходов.
Принцип всех этих изменений: повышение качества социальных услуг населению, обеспечение доступности и бесплатности основных услуг. При этом очень важно, что государство берет на себя обязанность обеспечить равные возможности для всех членов общества для получения этой социальной "базы". Мы исходим из врачебного принципа "не навреди", когда говорим о реформах в социальной сфере.
Но груда деталей - еще не часовой механизм. Набор отдельно взятых изолированных социальных реформ предстоит увязать в единое целое, получить эффект за счет системного подхода. Именно с этой целью созданы при Правительстве и уже приступили к работе экспертные группы по каждому приоритетному направлению. И создается рабочая группа по подготовке проекта Социальной доктрины Российской Федерации - документа, который свяжет в единое целое все направления государственной социальной политики.