26.12.2003 04:20
    Поделиться

    Операция "Преемник"

    Проблема Зюганова, как ни странно, для КПРФ не самая важная. Есть трудности с финансированием. Компартия постепенно стареет, и в партии катастрофически не хватает идеолога, который бы в лучших ленинских традициях гибко обосновал трансформацию коммунистов в социал-демократы даже под тем же брендом. Однако за второе поражение на думских выборах кто-то должен ответить, и Геннадий Зюганов, неосторожно взявший на себя функции главного координатора избирательной кампании, автоматически оказался под прицелом.

    Фактически главной темой на предстоящих закрытых партийных мероприятиях КПРФ станет решение об участии или неучастии в президентских выборах. Идея бойкота для многих партийцев крайне привлекательна: "красный" электорат - один из самых дисциплинированных, в случае удачи можно сорвать выборы, лишив тем самым Владимира Путина возможности участвовать в президентской кампании повторно, а в случае неудачи осмеять своего главного политического оппонента, оставив его с Жириновским и Стерлиговым. Проблема в том, что коммунисты вовсе не так уж теперь уверены в своем влиянии на электорат, ведь даже параллельный пересчет голосов, затеянный КПРФ, принес дополнительные голоса и правым, и особенно "яблочникам", но разочаровал самих коммунистов.

    Впрочем, пока вопрос 14 марта обсуждается почти исключительно с точки зрения конкурентоспособности самого Геннадия Зюганова. Первым кандидатом на пост лидера левой оппозиции, который смог бы собрать голоса всего протестного электората, был назван опальный олигарх Михаил Ходорковский - это предложение с улыбками было премировано как "провокация номер один" политического сезона. О готовности самовыдвинуться заявили депутат Госдумы четвертого созыва Альберт Макашов (хотя сами коммунисты недовольны его коричневатым оттенком) и расстроенная своим поражением на думских выборах Татьяна Астраханкина. Оба выглядят заведомо непроходными: Макашов только сузит электоральную базу партии, женщин коммунисты даже в первую "тройку" в год думских выборов не взяли, что уж говорить о лидерстве! Кандидатура нобелевского лауреата Жореса Алферова тоже маловероятна - он слишком ученый и спокойно относится к Путину-президенту. Называют также двух аграриев - Николая Кондратенко и Николая Харитонова, но Кондратенко вряд ли простят его бездействие в ходе предвыборной кампании (его поставили в "тройку", чтобы он сыграл "русской картой", чего он не сделал), а Харитонов - не член КПРФ, он состоит в Аграрной партии, то есть не близок партаппарату коммунистов. Сергею Глазьеву просто не простят хороших результатов "Родины", хотя он со своей стороны был весьма корректен в оценке деятельности КПРФ. Идея о выдвижении норильского мэра, профсоюзника Валерия Мельникова в КПРФ вызвала большое раздражение: он слишком подходит, но в партии его никто не знает и потому шансов у него никаких.

    Наибольшие шансы у четверых: сам Зюганов, его зам Иван Мельников, "красный" спонсор партии и член КПРФ Геннадий Семигин и Николай Коломейцев. У Ивана Мельникова только одна проблема - его кандидатура слишком очевидна. Коломейцев известен своей работой в Думе прошлого созыва, достаточно молод, но не имеет поддержки среди региональных лидеров. У Семигина есть поддержка некоторых региональных отделений (в Москве, в Сибири и нескольких северных субъектах), а его выдвижение в федеральный список партии поддержали сторонники зампреда КПРФ Валентина Купцова, но его подозревают в симпатии к нынешнему режиму. Наконец, Геннадий Зюганов - все еще лидер партии со всеми вытекающими полномочиями. По данным "РГ", в руководстве Компартии сейчас активно обсуждается возможность проведения операции "Преемник", которая позволила бы Зюганову уходить с поста лидера медленно, почетно и без раскола партии.

    Выбрать нужную кандидатуру доверенного человека, который хотя бы не пинал ногами, Зюганову предстоит прямо сейчас. Дело в том, что даже если он своим авторитетом добьется от съезда выдвижения на пост кандидата в президенты, сохранив за собой посты лидера фракции и лидера партии, неминуемое поражение (при нынешнем рейтинге Путина оно очевидно) уже в апреле вынудит КПРФ опять собраться для решения все той же проблемы. И решение о бойкоте голосования 14 марта даст Зюганову лишь кратковременную отсрочку, ведь если не удастся сорвать явку, он все равно оказывается ответственным за проигрыш. Первым шагом, по мнению источников "РГ", могло бы стать разделение постов лидера партии и лидера думской фракции, которым вчера и был избран Зюганов. Вторым - решение съезда о перевыборах и президиума ЦК, и самого ЦК уже в воскресенье.

    Поделиться