Цель закона понятна: чтобы люди могли без боязни вкладывать деньги в коммерческие банки. Если с банком что-то случится, государство сделает так, что деньги к вам вернутся. Потому что ваш вклад отныне застрахован. Вот такая благородная цель.
Ясно также, зачем государству понадобилось с этим "возиться". Россия - это страна, в которой сбережения делают преимущественно в чулках, но не в коммерческих банках. Соответственно, огромные массы денег где-то оседают, на них долгое время ничего не покупается, они не идут в экономику.
Почему люди так поступают - понятно. В начале 90-х у всех сгорели деньги в Сбербанке. Несколько позже очень у многих погорели деньги в коммерческих банках. Конечно, даже относительно свежий в памяти дефолт был пять лет назад. Сейчас, если простой человек решается сделать вклад, он несет деньги "на книжку" в Сбербанк. Там вроде понадежнее, чем у "этих щелкоперов". Однако монополизм Сбербанка для государства - тоже нездорово.
И вот на страницах сегодняшнего номера "РГ" появляется закон, который намерен это исправить. Не будем лукавить: ясно, что этот закон не из тех, по поводу которых общество выразит умиление. Будет критика - она есть даже в сегодняшнем комментарии нашего эксперта. Будут поправки. Будут заявления, что "закон не работает". Потому что страховать наши вклады будут на наши собственные деньги. Потому что застраховать в полном объеме можно только вклад до ста тысяч рублей. И самое главное - закон, который рекламировали как "панацею от дефолта", от дефолта не защищает. Случись снова "1998 год", он просто не сработает.
Понимают ли все это его авторы? Да. Закон шел в муках, в борьбе. Борьба шла между популизмом желательного и реалией возможного. Сегодня эксперты говорят, что можно было сделать лучше. Но есть неоспоримый факт: еще вчера никаких гарантий для ваших денег, помещенных в коммерческом банке, не было вообще. Теперь они есть.