27.12.2003 02:00
    Поделиться

    Елочка, зажгись! Но не гори...

    Стоп. А про повышенные меры противопожарной безопасности, как ни занудно это звучит, забыли? Извините, граждане, но лучше прослыть занудными, чем встретить Новый год погорельцами. Потому мы и пригласили в редакцию накануне праздника "противопожарных" специалистов - руководителей Управления государственной противопожарной службы (УГПС) МЧС России, преподавателей Академии государственной противопожарной службы и добровольных помощников пожарных. Говорили не только о предновогодних хлопотах, но и о ситуации с пожарами в уходящем году.

    Зимой жарче

    - Начальник УГПС МЧС России Александр Чуприян подвел итоги акции "Жилище-2003", заявив, что специалистами было выявлено более 5,6 миллиона нарушений правил пожарной безопасности. Это значит, что наши дома не защищены от огня? И как дела обстоят в Москве?

    Владимир Родин, начальник Управления государственного пожарного надзора Главного управления ГОЧС Москвы:

    - Я бы сразу хотел сказать, что число пожаров в Москве сокращается достаточно динамично и планомерно за последние десять лет. Давайте сравним. В 1995 году в Москве было 24,5 тысячи пожаров. В 2002 году - 14,5 тысячи пожаров. То есть за это время количество пожаров снизилось в два раза. Точно так же и по сравнению с прошлым годом: сегодня мы также отмечаем снижение числа пожаров на 6 процентов.

    Конечно, складывается такое ощущение, что горим много и страшно. Но сейчас в прессе и на телевидении активно освещаются такие чрезвычайные ситуации, поэтому так и кажется. Хотя я в принципе "за": чем больше и чаще говорят о пожарах, тем значительнее будет меняться отношение людей к проблеме пожарной безопасности.

    В Москве в жилых домах происходит в среднем в год 75 процентов от всех пожаров. Человеческий фактор - он есть и будет всегда. Например, зимой количество пожаров увеличивается, а летом в столице - резко уменьшается, но зато возрастает в Подмосковье. А все потому, что многие живут в теплое время года, как правило, за городом.

    - Что, не соблюдают москвичи правила пожарной безопасности?

    Владимир Родин:

    - Знаете, что чаще всего становится причиной возгорания в жилых домах? Мусоропроводы! Вот кинул человек окурок в мусоросборник, там и происходит пожар. Материально он, может быть, не наносит сильного вреда, но дым, который выделяется от горящих пакетов, бумаг и прочего мусора, влияет на экологию города и здоровье людей. Возгорания происходят и на лестничных клетках, в квартирах. В то же время резко снизилось их число в подвалах и чердаках. Была проведена большая работа по закрытию чердаков и подвалов. Пять-шесть лет назад в Москве было порядка тысячи таких пожаров, а в прошлом году - около 100.

    Большое влияние на ситуацию с пожарами оказывает реконструкция жилого фонда, особенно в центральной части города. У нас была головная боль - Сретенка, там здания в основном старой постройки. В последние 2-3 года мы туда выезжаем реже, потому что идет реконструкция, деревянные конструкции меняются на несгораемые. И в целом по Москве идет такая работа. В то же время есть в городе большое количество жилых домов постройки 70-80-х годов. Эти дома не оборудованы системой пожарной защиты в полном объеме. Сейчас при реконструкции этих домов устанавливаются пожарные краны, специальные металлические двери.

    Так что по сранению с регионами противопожарная ситуация в Москве - на порядок лучше.

    Почему горят общаги

    - И в то же время после пожара в общежитии РУДН были проведены проверки общежитий. Согласно предписаниям специалистов УГПС МЧС России надо закрыть 300 общежитий разных вузов как пожаронебезопасные, и теперь администрации учебных заведений ломают головы, куда расселить студентов. Да и накануне нашей с вами встречи в Москве был пожар в строительном общежитии...

    Владимир Родин:

    - Который, кстати, быстро потушили. Что же касается общежитий, то тема эта неновая. Мы ведем плановые проверки последние три-четыре года. Другое дело, что не всегда мы находим понимание со стороны администрации этих общежитий и ряда руководителей московских вузов на наши требования пожарной безопасности. Но тем не менее любое здание в Москве, в том числе и общежития, имеет соответствующее предписание государственного пожарного надзора. Объект проверен, руководителю вручено под роспись соответствующее предписание, которое он обязан выполнять. Кстати, и по сгоревшему общежитию было предписание, нарушители привлекались к административной ответственности за нарушение правил пожарной безопасности. Я бы хотел здесь сказать, что нужно менять психологию многих наших руководителей, психологию отношения к вопросам безопасности. Многие руководители обращают внимание прежде всего на тепло, воду, электроэнергию, канализацию, а вопросы пожарной безопасности не всегда являются приоритетными в решении тех или иных задач по содержанию в подведомственных им зданиях.

    Тушить, так по науке

    - Жилые дома строились с учетом правил пожарной безопасности тех времен и теперь нуждаются в реконструкции. Но если следовать этой логике, то техника постоянно должна обновляться.

    Василий Козлачков, академик Народной академии пожарной безопасности:

    - Чем больше правил пожарной безопасности, тем больше нарушений. То есть объем правил растет очень быстро, потому что они постоянно меняются.

    - Огонь-то не знает, что правила поменялись...

    Василий Козлачков:

    - Что наука достигла, что она разработала, то в правила и включается. А пожар усложняется в связи с усложнением строительства, конфигурации зданий и т.д. По сути дела, мы работаем информационными рисками.

    Что имеется в виду? Правила пожарной безопасности разрабатываются на основе типовой модели пожара. Так, в год в мире появляются до 6 тысяч информационных сообщений, связанных с проблемой пожарной безопасности с применением типовых форм. Но в каждом отдельном случае есть нюансы. И поэтому сейчас мы разрабатываем адресную систему защиты - то есть на системы, привязанные к конкретному объекту. Потому что директору школы или ректору университета из общего объема правил и прочей информации по противопожарной безопасности, может быть, только 10 процентов нужно.

    Вот, к примеру, пожар в РУДН. По старым правилам, по которым отслеживался объект, можно держать дверь на запоре, но ключи должны находиться в дежурной службе. По новым правилам это делать нельзя. А как быть при массовой эвакуации людей? Ведь все двери должны быть открыты нараспашку, но тогда туда поступят продукты сгорания и люди отравятся. Так что все правила должны быть адресными, конкретными.

    - Значит ли это, что работа столичных пожарных будет качественно другой?

    Владимир Родин:

    - 6 января пройдет заседание правительства Москвы, где будет рассматриваться долгосрочная программа пожарной безопасности на 2005-2009 годы и будет утверждаться план на 2004 год. Там достаточно большое внимание уделено качественному улучшению пожарной безопасности на объектах жилья, школ, здравоохранения, социальной защиты и в том числе затрагиваются вопросы организации содержания пожарной охраны в Москве с учетом перехода УГПС в структуру МЧС.

    - Какие конкретно будут изменения?

    Владимир Родин:

    - Они коснутся в целом работы в системе государственного пожарного надзора. Например, у нас сейчас один-два инспектора на одну райуправу в Москве. Что это значит? Что достаточно много объектов жилья приходится на одного инспектора. Естественно, он не может чисто физически все сделать, и, естественно, для того, чтобы проверить все объекты грамотно, нужно время. Тот же РУДН - там 13 корпусов, из них многие высотные! И ведь инспектор там был, все зафиксировал, написал предписание, привлек чиновников к административной ответственности. Плюс есть еще и так называемые, как мы говорим, "заявительные объекты", которые мы не проверяем в обязательном порядке, а просто в случае заявления или обращения обязаны их посмотреть.

    - А сколько для полноценной работы нужно инспекторов?

    Владимир Родин:

    - Я считаю, что много инспекторов не нужно. Надо создать такую нормативную базу, чтобы руководитель, получив предписание или имея у себя правила пожарной безопасности, соблюдал бы их. Для чего, в свою очередь, надо менять психологию людей, о чем я уже и говорил выше. Я приведу пример. У нас есть в системе управления нормативный технический отдел, который занимается контролем за строительством в области пожарной безопасности. И когда к нам приходят новые проекты, которые разработаны солидными организациями, у нашего инспектора появляется куча замечаний: проектировщик по разным причинам не выполняет требования, установленные Госстроем и нормативами. Почему? Он вроде бы несет ответственность, он расписывается в проекте, что порядок определен, но тем не менее так происходит сплошь и рядом. Очень много нарушений! И ведь потом возникают, к сожалению, серьезные проблемы. Так что надо отрабатывать определенную систему для того, чтобы каждый отвечал за свое дело. Если ты проектировщик - ты обязан выполнять все противопожарные мероприятия, в твоем проекте они должны быть соблюдены, естественно, с учетом существующих рисков.

    И мы обратились в столичные департаменты различных министерств, чтобы они нас проинформировали, сколько и на что необходимо денег на пожарную безопасность. Например, только Департамент образования заложил на эти цели 4,5 миллиарда рублей на противопожарные мероприятия на пять лет. В общем, получилось, что такая программа должна стоить около 24 миллиардов рублей. И это - очень скромно!

    Большое внимание уделяется строительству новых пожарных частей в Москве. Вы понимаете, что Москва растет, появляются новые районы. Наша задача, чтобы пожарные прибыли на вызов за минимально короткое время. Сейчас примерное время прибытия - 8 минут. Так что мы с учетом строящихся объектов создаем новую схему строительства пожарных депо в городе. Большое значение придается в этой программе вопросам переоснащения новой пожарной техникой.

    Также планируется по программе "Новое кольцо Москвы" построить около 60 высотных зданий, порядка 35 и выше этажей. Такая программа принята правительством Москвы. Но что для этого нужно? Мы сейчас уже прилагаем определенные усилия и готовим новую нормативную базу, где будет целый пакет требований.

    Высоко сижу

    - Какими должны быть новые столичные высотки, чтобы жить в них было безопасно?

    Владимир Родин:

    - Во-первых, должно быть не меньше двух лестниц. Во-вторых, в квартирах установят противопожарные двери и современные системы пожаротушения плюс так называемые мини-пожарные краны. Должны быть специальные системы прямого удаления подбора воздуха, специальные системы оповещения людей о пожаре. Жилой дом разделят на пожарные отсеки, на покрытиях домов будут специальные площадки для установки пожарных спасательных вертолетов. Дома оборудуют специальными трубами для подачи воды с нижних этажей. И самое главное, здесь большое значение придается созданию систем алгоритма действий при возникновении какой-то чрезвычайной ситуации в этом жилом доме.

    - В связи с переходом УГПС в подчинение МЧС, какие социальные льготы будут у пожарных?

    - У нас пожарный получает 4-5 тысяч рублей в месяц. Поэтому хотя в столице есть специальная доплата мэра для пожарных и сотрудников милиции, тем не менее зарплата небольшая. Конечно, очень сложно подобрать людей. У нас льготный режим - сутки через трое. Есть льготы на проезд, хотя сейчас и возникают проблемы в этой области. Но, как вы знаете, в МЧС нет в полном объеме такой льготной структуры, как медицинские учреждения, санаторно-курортное лечение. Эти проблемы сейчас решаются, равно как и проблемы приобретения такой специальной техники, как автомобили порошкового, газового, аэрозольного тушения. Так что сейчас много делается для модернизации нашей базы. Будет идти реконструкция полигона, который находится в районе Каширского шоссе. Там создадим учебную базу. Так что в программе прописано выделение бюджетных московских денег на жилье, школы, объекты здравоохранения.

    - Все эти нормативы, конечно, замечательны, но на практике очень часто оказывается все наоборот.

    Александр Пахомов, гендиректор ООО "Оптимстройкомплект":

    - Волей случая я имею отношение к РУДН. Лет пять назад мы делали офис одной из турецких фирм на его территории. И заставили иностранцев сделать все, установили систему пожаротушения. А вот ситуация в общежитиях с тех пор не изменилась. Знаю это потому, что там одна из наших компаний делала новый корпус. Мы продолжаем работать на РУДН, финансирование открыто, и работы по пожарной безопасности ведутся.

    Но я могу сказать, что самая главная - это эксплуатация зданий. Ни один дом не сдается без противопожарной системы для удаления подпора воздуха. А через месяц-три после въезда жильцов все отрубается, отключается, и дела никому нет. Хотя это входит в стоимость жилья. Я спрашиваю коменданта: "Где на этаже пожарный рукав, например?" А он глаза огромные делает: "Лифт работает, какие еще проблемы?" А проблема в том, что жильцы сами не знают своих прав и поэтому ничего не требуют. То же самое касается гаражей. Пожары были в московских гаражах очень сильные. Вот, к примеру, мы сдаем в эксплуатацию дорогостоящую систему ценой под 100 тысяч долларов, а ведь любая система - это визитная карточка организации, а ее никто из гаражных работников не обслуживает. Наверное, надзора не хватит никогда. Хотя на Западе за пожарной безопасностью следят представители страховых компаний, потому что им это выгодно. И вот если у нас будет обязательное страхование жилья, как автострахование, от которого, хотим мы или не хотим, деваться некуда, значит, будут и подвижки. Если в год застраховать квартиру стоит 5 тысяч долларов, а сигнализация - тысяча долларов, то человек эту сигнализацию поставит.

    Сергей Иваненко, председатель президиума Совета московской городской организации "Всероссийское добровольное пожарное общество":

    - Мы стараемся все-таки "образовать" людей, обучить их посредством пропаганды. Хотя бы, чтобы люди имели в квартирах огнетушители! В Москве обучили мерам пожарной безопасности 25 тысяч человек. С одной стороны, это много, с другой стороны, в масштабах одного города это очень мало. Пытаемся через СМИ пропагандировать меры пожарной безопасности. И еще мы действуем через детей: привлекаем их к различным конкурсам, они рисуют, танцуют, делают поделки на противопожарную тематику. И вот потом эти малыши передадут свои знания родителям. Основная ведь беда сейчас какая? Электропроводка! Дома старые, и проводка не выдерживает. Но никому в голову не приходит, что холодильник и стиральная машина - современные, мощные, а электропроводка старая, и пора бы вызвать мастера ее заменить.

    Скупой рискует

    Владимир Родин:

    - Зачем далеко ходить за примерами! Вот скоро Новый год. И взрослые, и дети покупают в большом количестве пиротехнику, с каждым годом ее количество растет. А качество... я бы не сказал. Да и используем мы ее неправильно. Есть инструкция, и надо ее четко применять, как написано. А и мы, и дети нарушаем эти правила. Прочитать и использовать инструкцию, приложенную к каждому пиротехническому изделию, - и пожара не будет. И бывает так, что в процессе применения горящее вещество попадает на балконы. А ведь народ у нас, опять же нарушая правила пожарной безопасности, хранит на балконах все что угодно. И вот попадает туда огонь, происходит пожар... Я рассказываю всю схему, чтобы ваши читатели себе четко представляли алгоритм возгорания. Мы растолковываем все, и, знаете, граждане становятся гораздо сознательнее.

    - Сколько было в прошлом году "новогодних" пожаров?

    Евгений Бобылев, начальник Центра общественных связей УГПС МЧС Москвы:

    - Три вызова всего: в двух случаях петарды и в одном - гирлянда загорелась на елке. Для такого многомиллионного города, как Москва, это не считается.

    Владимир Родин:

    - Опасность здесь в чем? Я считаю, что нужно большие требования предъявлять к администрациям детских домов, школ, детских садов, клубов, объектов культуры - тех же "Лужников", "Олимпийского", дворцов культуры, где проводятся массовые новогодние мероприятия, куда большими потоками идут дети. Было заседание комиссии по пожарной безопасности. Эта комиссия создана с нашей подачи на уровне правительства Москвы, в ее состав входят все заместители префектов и руководители разных департаментов Москвы, в том числе противопожарной службы. На комиссии мы будем заслушивать доклады о состоянии общежитий, а также руководителей Дворца молодежи, "Лужников", цирков, домов детского творчества. Они будут отчитываться о подготовке к праздникам с точки зрения пожарной безопасности. Мы практически уже посмотрели все новогодние сценарии и даже их редактировали.

    - То есть пожарные редактируют сценарии праздников, как худлиты в театрах?

    Владимир Родин:

    - Понимаете, были некоторые художественные руководители праздников, хотели, например, использовать огонь. Мы это ограничили. Один руководитель высокого ранга говорил: "Вы - бюрократы". Ему надо, чтобы все горело. Он хотел, чтобы горящий человек бегал по сцене. А мы упираемся, потому что у нас есть правила пожарной безопасности. И этот горящий человек может невзначай поджечь кулису или вообще не удержаться и упасть на первые ряды зрителей. Многим руководителям ресторанов, клубов хочется устроить фейерверк. Это понятно, конечно. Но опасно.

    - И что будет, если организаторы праздников не учтут вашу редактуру?

    Владимир Родин:

    - Ну они понимают, насколько это важно. Например, все фирмы, которые проводят фейерверки, специализированы, имеют соответствующую лицензию. А ведь можно и лишиться лицензии... Так что для них это невыгодно.

    - Хорошо, а как быть простым москвичам? Значит, петарды использовать согласно инструкции. А как быть с рекомендациями модных журналов посыпать елку ватой-снегом и поставить свечи?

    Владимир Родин:

    - Ни в коем случае! Это огнеопасно. Нельзя ставить свечи на елку. Поменьше ваты. Только хорошие гирлянды, не "левого" производства, а проверенных, лицензированных фирм. Кстати, учтите, что живая елка вспыхивает моментально, а искусственная вначале не очень быстро загорается, но при этом испарения очень вредные. И еще. По требованиям пожарной безопасности в каждой квартире должен быть небольшой огнетушитель. Спокойного, "нежаркого" вам Нового года!

    Поделиться